Формирование основ безопасного поведения в быту у детей 6-7 лет с нарушением зрения через проектную деятельность

Статья посвящена проблеме изучения формирования безопасного поведения в быту у детей 6-7 лет с нарушением зрения через проектную деятельность. Раскрыты понятия безопасности и проектной деятельности.

Ключевые слова: безопасность в быту, дети 6-7 лет, с нарушением зрения, проектная деятельность.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились правила безопасности жизнедеятельности, они связаны с появлением новых технологий

В Федеральном законе РФ "О безопасности" (1992 г.) представлена следующая трактовка: "Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева считают, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение человека правильно себя вести в различных ситуациях. Необходимо отметить, что, по мнению исследователей Г. Амбернади, С.Я. Долецкого, С.М. Мартынова и др., "охрана человека, здоровье взрослых и детей, предотвращение опасностей в собственной квартире, доме вообще выпало из поля зрения законодателей, политиков, работников правоохранительных органов, здравоохранения, образования, науки и т.п.".

Подтверждением этому служат данные медицинской статистики, показывающие, что из всего детского травматизма, бытовые травмы (возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях) составляют от 50% до 75%, из них 42% травмированных – дети первых семи лет жизни; у детей 5-7 лет доля травм, получаемых дома, свыше 35%. Среди бытовых травм наиболее часто встречаются следующие: ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), ожоги (15-17%), в том числе пламенем; электротравмы, отравления, попадание инородных тел.

Причины детского бытового травматизма

  • неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
  • отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые окна, выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев и др.);
  • недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
  • дефекты воспитания дома и в образовательных учреждениях – стремясь оградить детей от физических и психических травм, родители и педагоги используют, как правило, долгие наставления, нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов, что приводит детей к их игнорированию, нарушению, и как следствие – к отсутствию навыков правильного поведения в доме и местах общего пользования, к несчастным случаям и травмам.

Это выводит вопросы обеспечения безопасности детей в быту в разряд наиболее актуальных. В современной системе дошкольного образования предложено большое количество основных общеобразовательных ("От рождения до школы", "Детство", "Радуга", "Истоки" и др.) и вариативных ("Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; "Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет" Л.Л. Тимофеевой; "Мир без опасности" И.А. Лыковой и др.) программ развития и воспитания детей.

Они признаны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту.

При организации обучения правилам безопасного поведения в быту учитываются индивидуальные возрастные и психофизиологические особенности детей. Особого внимания при организации обучения правилам безопасного поведения в быту требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, многочисленную группу среди которых составляют дети с нарушением зрения – слабовидящие и слепые дети.

Слабовидящие дети – это дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций

Слепота - наиболее резко выраженная степень нарушения зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, а также других зрительных функций. Наиболее важные с клинической и тифлопедагогической точек зрения особенности детской слепоты определяются тем, что они представляют собой разнообразные формы нарушения функционирования различных зрительных структур, а также причинами, обусловливающими потерю зрения, сроками наступления слепоты. Чем раньше наступает слепота, тем значительнее могут проявиться трудности психического и физического развития детей.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.

Структура проектной деятельности педагога и детей дошкольного возраста, предложенная Т.А. Данилиной, представлена в таблице.

Таблица 1. Структура проектной деятельности педагога и детей дошкольного возраста

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

1. Помогает в решении задачи.

2. Помогает спланировать деятельность

3. Организует деятельность.    

1. Объединение детей в рабочие группы.

2. Распределение амплуа.

3 этап

1. Практическая помощь (по необходимости).

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

1. Формирование специфических знаний, умений навыков

4 этап

1. Подготовка к презентации.

2. Презентация.      

1. Продукт деятельности готовят к презентации.

2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Проектная деятельность сможет дать ребенку представления об опасностях, которые могут случиться с ним в быту, помогает взрослым и воспитателям передать знания и умения ребенку, как нужно себя вести в разных опасных ситуациях.

В процессе работы над решением задач формирования безопасного поведения детей в быту можно использовать ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций дает возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни.

Использование ИКТ в детском садуИспользование ИКТ в детском саду

Организуя проектную деятельность по формированию основ безопасности у детей, воспитатель охватывает все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

Для исследования уровня знаний у детей 6-7 лет с нарушением зрения была проведена работа в 3 этапа.
На первом констатирующем этапе проводилась диагностирующая работа на выявление уровня знаний у детей 6-7 лет с нарушением зрения об основах безопасного поведения в быту.

Проводилась работа в 4 блока.

1 блок включал в себя 4 диагностирующих заданий для детей.

При выборе заданий мы опирались на содержание образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", содержание работы по формированию основ безопасности и жизнедеятельности (программа "Безопасность" раздел "Безопасность собственной жизнедеятельности"), программа "Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром", а так же на методики, разработанные Т.Г. Хромцовой и Н.Н. Авдеевой.

2 блок. Анкета для воспитателей
Цель: выявить уровень сформированности у воспитателей основ формирования у дошкольников безопасного поведения в быту.

3 блок. Оценка предметно-развивающей среды группы
Цель: оценить предметно-развивающую среду группы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту.

4 блок. Анкета для родителей
Цель: выявить уровень сформированности у родителей об основах формирования у дошкольников безопасного поведения в быту.

Выяснилось, что дети в недостаточной степени знают правила безопасного поведения в быту, родители и педагоги недостаточно осведомлены о значимости данной темы, при оценке предметно – развивающей среды группы были недочеты.

На втором этапе проводилась формирующая работа для улучшения знаний о правилах безопасного поведения в быту, в виде проекта. Был разработан проект "Азбука безопасности" на 1 месяц, календарно – тематическое планирование на 4 недели по различным тематикам, учитывалась зрительная патология в дидактических играх и зрительных гимнастиках.

На третьем этапе проводилась контрольная работа на выявление уровня знаний у детей 6-7 лет с нарушением зрения об основах безопасного поведения в быту после формирующего этапа. На основе сравнения результатов констатирующего и контрольного этапа можно сделать следующие выводы:

  1. У детей начали просматриваться прочные знания о безопасном поведении в быту;
  2. дети правильно и без промедления начали отвечать на поставленные вопросы;
  3. дети начали понимать источники опасности, с легкостью рассказывать о последствиях неправильного обращения с опасными предметами;
  4. дети начали выражать свое отношение к поступкам героев;
  5. дети начали называть правильную причину возникновения той или иной опасной ситуации, начали рассказывать о том, как бы они поступили на мете героев;
  6. так же дети начали аргументировать свой ответ.
  7. родителям стала интересна данная тема, начали активно участвовать в жизни группы;
  8. воспитателям групп ДОО данная тема стала полезной, проявляли интерес к воспитанию у детей основ безопасного поведения в быту.

Графически сравнение результатов качества выполнения заданий детьми 6-7 лет с нарушением зрения на констатирующем и контрольном этапах представлено на рисунке.

Рис. 1. Сравнительная диаграмма качества выполнения диагностических заданий детьми 5-6 лет с нарушением зрения на констатирующем и контрольном этапах исследования (по группе в целом)

ДиаграммаДиаграмма

Таким образом, на основе сравнения полученных результатов контрольного и констатирующего этапов исследования можно сделать вывод о том, что благодаря проведенному нами проекту по формированию безопасного поведения детей в быту, произошла положительная динамика в развитии безопасного поведения детей 6-7 лет с нарушением зрения. Полученные результаты позволяют говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы.

В заключении хочется отметить, что проектная деятельность в формировании безопасного поведения в быту очень целесообразна, благодаря данной деятельности, ребенок может ощутить и представить на себе всю опасность различных чрезвычайных ситуаций в быту, познав которые будет знать, как себя вести в данных ситуациях.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!