Цель: подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
- Здравствуйте, садитесь. Проверьте готовность к уроку: ручки, тетради, учебники.
- Скажите, пожалуйста, какое время года сейчас наступило? (Весна)
- Весна, светит солнце, птицы поют, на деревьях почки набухают, кажется, все прекрасно, но… что-то вас все-таки тревожит.
- Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам решить небольшую головоломку - кроссенс.
- Перед вами ассоциативная цепочка, замкнутая в поле из 9 квадратов, все изображения связаны между собой по смыслу.
- Ваша задача определить, какое слово зашифровано в квадрате со знаком вопроса.
- Это слово ОГЭ. Тревожит вас ОГЭ?
- Сформулируйте тему урока.
- Запишите в тетрадях дату и тему урока: "Подготовка к ОГЭ: работа с тестовой частью".
- Тестовые задания – это только часть вашего экзамена, которая проверяет, как вы усвоили материал русского языка и как научились применять его на практике.
- Давайте вспомним, какие задания включает в себя тестовая часть экзамена?
- Для этого мы составим кластер, то есть графически выделим смысловые единицы теста.
- В центре кластера уже указана главная идея – тест ОГЭ. А ключевые мысли вы сейчас обозначите самостоятельно.
- Называют виды заданий. (фронтальный опрос)
- Связаны ли задания друг с другом? Можно ли назвать тестовую часть языковой системой? Почему? (Да, все задания теста – это элементы русского языка, связанные теми или иными отношениями, образующие единство и целостность. Например, задание 2 связано с заданием 3, чтобы дать характеристику предложения в задании 3, нужно понять, простое оно или сложное, односоставное или двусоставное и т.д. А для этого надо выполнить задание 2 – найти ГО)
- Скажите, пожалуйста, какую цель и какие задачи сегодня на уроке вы для себя поставите? (Повторить правила и поработать сегодня с тестовыми заданиями)
Чтобы правильно решить тестовую часть, необходимо знать все правила русского языка. Давайте проведем небольшую лингвистическую разминку в виде блиц-опроса.
- Я вам задаю вопросы, а вы в карточке ответов ставите (+), если ответ верный, и (-), если ответ неверный. Затем проверите ответы друг у друга.
- А теперь взаимопроверка, внимание на слайд.
- Ребята, а сейчас вас ждет работа с исследовательскими рабочими листами. Вы будете исследовать предложения, слова и словосочетания.
- Осмысленно читать их, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
- Работаете в группах. У каждой группы свои рабочие листы.
- Выполняете задания и отчитываетесь перед классом. А класс проверяет выполненное вами задание. На выполнение задания 7 минут.
Работа с рабочими листами. Задания взяты с сайта "Решу ОГЭ"
Рабочий лист для 1 группы
(1) Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2) Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений.
(3) Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов.
(4) На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5) Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
а) воспринимая свет (предложение 1)
б) неудивительно (предложение 2)
в) выяснить (и) установить (предложение 3)
г) были гипотезы (предложение 4)
д) была создана теория (предложение 5)
2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
а) Предложение 1 сложноподчиненное с придаточным определительным.
б) Предложение 2 простое, осложненное вводным словом.
в) В сложном предложении 3 вторая часть осложнена пояснительной конструкцией.
г) Предложение 4 сложносочиненное.
д) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.
3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
Пунктуационные правила |
Предложения |
|
а) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется. б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире. в) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. |
1) С удивлением глядел на подъезжающих молодой человек с красивыми глазами, очень миловидный, однако лицо его было бледно и от веснушек пёстро, как птичье яйцо. 2) Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, и, туго подпоясавшись зелёным кушаком, ехал на базар покупать провизию. 3) Дунул ветер – на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи. 4) Мы знаем, что Солнце – типичная звезда, далеко не самая большая. 5) Старая мебель, красные с желтоватым обои в гостиной, множество плетёных стульев в столовой, полинялые подушки, рогатые лампы и сумрачные портреты на стенах – всё внушало невольную тоску. |
Рабочий лист для 2 группы
1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) Клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора.
Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда.
2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
а) Преподаватель – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.
б) Постелешь – в окончании глагола II спряжения в форме 2-го лица единственного числа пишется буква Е.
в) Утеряны (документы) – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
г) Прочь – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.
д) Не задумываясь – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Туман почти рассе..(1)лся. Теперь нет опасност..(2) заблудиться в лесу. Горяч..(3)е яркое солнце покаж..(4)т направлен..(5)е пути. Н..(6) в какое время года не быва..(7)т так пр..(8)красно утро, как в начал..(9) лета.
- Сейчас я предлагаю вам повторить некоторые морфологические признаки разных частей речи. Кто хочет сыграть на морфологическом пианино?
Рабочий лист для 3 группы
1. Раскройте скобки и запишите слово "контейнер" в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мы купили новые (контейнер) для хранения продуктов.
2. Замените словосочетание "стая уток", построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
а) "Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!"
б) Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением?
в) Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти.
г) Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира.
д) Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу всё поняла.
4. В предложениях 26–32 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
(26) Когда Вася принёс домой двух маленьких черепашек, мама почему-то огорчилась. (27) Вася угощал черепашек яблоками, абрикосами, огурцами. (28) Они всё поглощали с охотой. (29) Они были на редкость забавные, смелые и любознательные. (30) Ложась спать, Вася сказал усталым голосом:
– Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!
– (31) Выходит, старый друг не лучше новых двух! – заметила мать.
(32) Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти.
- Что такое антонимы?
- Какие задания вызывают у вас затруднения?
- Как показывает практика, у многих выпускников трудности вызывает задание на определение средств выразительности.
- Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд, но для этого вам нужно правильно определить средства выразительности в предложенных вам предложениях.
По горизонтали:
1. Через полчаса раздались нетерпеливые звонки.
3. Редкая птица долетит до середины Днепра.
5. Багровый костёр заката.
6. Спит земля в сиянье голубом.
По вертикали:
2. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.
4. Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро.
7. Собака вздохнула глубоко и громко, как человек.
- А теперь проверим, что у вас получилось. (слайд)
- Давайте еще раз повторим основные определения.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства.
Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.
Эпитет – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.
Гипербола – чрезмерное преувеличение качеств, признаков, свойств.
Литота – чрезмерное преуменьшение качеств, признаков, свойств.
Сравнение – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства.
Фразеологизм – устойчивое неделимое словосочетание.
- А теперь попробуем применить ваши знания русского языка в новой ситуации. Предлагаю вам решить лингвистические задачи.
Лингвистическая задача
Известно, что предложение существует в том случае, если конструкция имеет грамматическую основу. Определите, являются ли предложениями выделенные жирным шрифтом конструкции. Аргументируйте свой ответ.
Ответ
- Сегодня мы с вами очень хорошо поработали. Оцените свою деятельность на уроке.
- Перед вами карта самоанализа "Плюс–минус–интересно". Заполните ее.
Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе в формате ОГЭ.