Конспект урока русского языка 9 класс "Знаки препинания в сложносочиненных предложениях"

Цель урока: повторение сведений о сложносочиненных предложениях (ССП) и закрепление знаний о постановке запятой перед союзом и.

Задачи:

  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП;
  • совершенствовать навыки устной, связной письменной речи, развивать мышление, память, способность анализировать и делать выводы;
  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку и литературе.

Ход урока

Организационный момент

Орфографическая разминка

Задание: вставьте пропущенные буквы и по вставленным буквам определите лишнее словосочетание в каждой строке, запишите в тетрадь. Назовите виды орфограмм над которыми вы работали.

  • в течении.. реки, в начал… октября, находиться в заключени..;
  • (по)? летнему ярко, знать (на)? зубок, отыскать (в)? потьмах;
  • пр..скверная ночь, пр..градить путь, пр..гревает солнце;
  • и в осе..ем воздухе, багря..ый лист, ветре..ый день;
  • разб..рать вещи, р..асст..лается ковром, бл..стит паутина.

Целеполагание

Учитель: Какой раздел языкознания изучает словосочетание? (Синтаксис)
- Изучает только словосочетание? (Предложение)

Актуализация опорных знаний

- Расшифруйте аббревиатуру ССП. (сложносочиненные предложения)
- Что такое ССП? (ответы учащихся)
- Давайте вспомним сочинительные союзы.

Создание проблемной ситуации

Задание: получите предложение, соединив выписанные словосочетания, и выполните его синтаксический разбор. (Работа в парах)

В начале октября по-летнему ярко пригревает солнце и в осеннем воздухе блестит паутина.
Проверка! (возникают разные точки зрения)

Проблема: Ставить или не ставить запятую перед союзом и ?

Учитель: Вспомните алгоритм решения проблемы:

  1. Доказываем, что предложение сложное.
  2. Доказываем, что предложение ССП.
  3. Смотрим на строение и значение каждой части.
  4. Есть общий член предложения…
  5. Правило.

! Запятая не ставится перед сочинительным союзом.

Изучение нового материала

Работа в группах

На карточках записаны предложения. Задача: доказать, что предложение ССП, пользуясь алгоритмом, расставить знаки препинания, объяснить отсутствие запятой перед союзом и

Карточка

  1. Каждый человек безусловно не равен другому ... и тут уж ничего не поделаешь.
  2. Только ветер прошелестел чуть слышно ... и пропищала ночная птица.
  3. К концу дня дождь перестал ... и ветер начал заметно стихать.
  4. Кто это нарисовал... и отчего такие деревья кособокие?
    Сколько интересного ушло... и его уже не воротишь!
  5. Если принесут необходимые бумаги, я не желаю напрасно терять времени ... и тут же мы продолжим нашу работу.

Объяснение и вывод

  1. Наличие общего вводного слова или конструкции - причина отсутствия запятой между частями сложносочиненных предложений:
  2. Если обе части сложносочиненного предложения имеют общую частицу, запятая перед сочинительным союзом не ставится.
  3. Если в сложносочиненном предложении имеются общие второстепенные члены, относящиеся в равной степени к каждому простому предложению, знак препинания не ставится перед союзом.
  4. Знак препинания не ставится между двумя вопросительными, побудительными, восклицательными или назывными предложениями.
  5. Существует еще одна причина отсутствия запятой между частями сложносочиненного предложения - это наличие в нем общей придаточной части

Закрепление

Работа с учебником. Русский язык. 9 класс (авт.: Л.М. Рыбченкова) стр. 67, упр. 112.

Домашняя работа

§ 10, упр. 114.

Размер:
15.39 Kb
Скачали:
5