Цель урока: повторение сведений о сложносочиненных предложениях (ССП) и закрепление знаний о постановке запятой перед союзом и.
Задачи:
- совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП;
- совершенствовать навыки устной, связной письменной речи, развивать мышление, память, способность анализировать и делать выводы;
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку и литературе.
Ход урока
Организационный момент
Орфографическая разминка
Задание: вставьте пропущенные буквы и по вставленным буквам определите лишнее словосочетание в каждой строке, запишите в тетрадь. Назовите виды орфограмм над которыми вы работали.
- в течении.. реки, в начал… октября, находиться в заключени..;
- (по)? летнему ярко, знать (на)? зубок, отыскать (в)? потьмах;
- пр..скверная ночь, пр..градить путь, пр..гревает солнце;
- и в осе..ем воздухе, багря..ый лист, ветре..ый день;
- разб..рать вещи, р..асст..лается ковром, бл..стит паутина.
Целеполагание
Учитель: Какой раздел языкознания изучает словосочетание? (Синтаксис)
- Изучает только словосочетание? (Предложение)
Актуализация опорных знаний
- Расшифруйте аббревиатуру ССП. (сложносочиненные предложения)
- Что такое ССП? (ответы учащихся)
- Давайте вспомним сочинительные союзы.
Создание проблемной ситуации
Задание: получите предложение, соединив выписанные словосочетания, и выполните его синтаксический разбор. (Работа в парах)
В начале октября по-летнему ярко пригревает солнце и в осеннем воздухе блестит паутина.
Проверка! (возникают разные точки зрения)
Проблема: Ставить или не ставить запятую перед союзом и ?
Учитель: Вспомните алгоритм решения проблемы:
- Доказываем, что предложение сложное.
- Доказываем, что предложение ССП.
- Смотрим на строение и значение каждой части.
- Есть общий член предложения…
- Правило.
! Запятая не ставится перед сочинительным союзом.
Изучение нового материала
Работа в группах
На карточках записаны предложения. Задача: доказать, что предложение ССП, пользуясь алгоритмом, расставить знаки препинания, объяснить отсутствие запятой перед союзом и
Карточка
- Каждый человек безусловно не равен другому ... и тут уж ничего не поделаешь.
- Только ветер прошелестел чуть слышно ... и пропищала ночная птица.
- К концу дня дождь перестал ... и ветер начал заметно стихать.
- Кто это нарисовал... и отчего такие деревья кособокие?
Сколько интересного ушло... и его уже не воротишь!
- Если принесут необходимые бумаги, я не желаю напрасно терять времени ... и тут же мы продолжим нашу работу.
Объяснение и вывод
- Наличие общего вводного слова или конструкции - причина отсутствия запятой между частями сложносочиненных предложений:
- Если обе части сложносочиненного предложения имеют общую частицу, запятая перед сочинительным союзом не ставится.
- Если в сложносочиненном предложении имеются общие второстепенные члены, относящиеся в равной степени к каждому простому предложению, знак препинания не ставится перед союзом.
- Знак препинания не ставится между двумя вопросительными, побудительными, восклицательными или назывными предложениями.
- Существует еще одна причина отсутствия запятой между частями сложносочиненного предложения - это наличие в нем общей придаточной части
Закрепление
Работа с учебником. Русский язык. 9 класс (авт.: Л.М. Рыбченкова) стр. 67, упр. 112.
Домашняя работа
§ 10, упр. 114.
Светлана Петровна Леонова, учитель русского языка МБОУ "Гимназия Ф.К. Салманова"
znaki-prepinaniya-v-ssp.rar
Размер:
15.39 Kb