Конспект урока русского языка 9 класс "Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений"

Цель урока: сформировать общее представление о сложном предложении как языковой единице

Задачи:

  • формирование умений различать сложное и простое предложение друг от друга;
  • формирование умений определять вид сложного предложения, различать его виды.

Ход урока

Приветствие. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!
- Садитесь. Рада всех вас здесь видеть.

- Посмотрите сейчас, пожалуйста на экран. Что вы на нем видите? (картинки, мемы, слайд, изображения)
- Картинки. Задача каждого из вас сейчас найти одну картинку, которая максимально отражает ваше настроение в данный момент.
- Сначала ни с кем не делитесь. Просто найдите. У вас для того, чтобы подумать есть 20 секунд. (время нужно засечь обязательно)

- Отлично! Все определились, а теперь расскажите об этой картине и причине, по которой вы на нее похожи своему соседу по парте.
- На все у вас 40 секунд. Не забывайте, что за это время вы оба должны успеть рассказать.

- Усложняем задачу. Встаньте все со своих мест. Сейчас каждому из вас в течение 1 минуты нужно организовать минимум 3 встречи со своими одноклассниками и рассказать им, на какой из этих картинок и почему вы похожи.

- Время пошло! (Все садятся на места)
- Хорошо. Давайте-ка теперь я узнаю, кто с какой картинкой себя соотносит. (Опрос 3-5 ребят из класса)

Постановка цели и задач урока

- На экране сейчас находится нечто. (выведен слайд со сложными предложениями)
- У вас в рабочих листах есть таблица с тремя столбиками: что я вижу, что я думаю, какие мысли возникают в моей голове, когда я на это смотрю – заполните ее.
- У вас есть 1 минута. (время снова нужно засечь)

- Так, время закончилось. Хочу узнать, что же вы написали в свои таблицы и сравнить наше видение информации с экрана. (Опрос 3-5 человек, это могут быть те ребята, которые хотят ответить, а могут быть те, кто еще не был активным на уроке)

- Хотите узнать, что на экране вижу я? Я вижу там сложные предложения. (слайд)
- Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься, какая у нас с вами тема урока? (предложение, сложное предложение)

- Конечно! Сложное предложение.
- Как думаете, а что нам нужно сделать, чтобы изучить эту тему? Какие перед нами задачи? (Вспомнить, что такое предложение, что такое сложное предложение, как ставить знаки)
- Да, прозвучало много правильных вариантов, полный список задач вы можете увидеть на экране. (На время групповой работы на экране остается слайд с темой, целями и задачами)

Актуализация знаний по теме урока

Разделить учеников на группы по 3-5 человек. Можно организовать пространство до урока, чтобы не уходило лишнее время на занятии.

- Вы сидите по группам. У каждого из вас в рабочих листах есть задание: среди всех предложений найти только сложные.
- Пожалуйста, вместе с группой обсудите и выполните это задание. От группы ответ будет называть только один человек.

- Та группа, которая выполнит задание верно и быстро, приблизит себя к возможности получить "отлично" за сегодняшний урок.
- Но! У всех тоже есть ограничение по времени. Максимально возможное время – 3 минуты. Приступаем!
- Та группа, которая будет готова, определите человека, ответственного за ответ, пусть он поднимет руку.

Группы работают, кто-то может быть готов ответить, спрашивать нужно по очереди поднятия рук. Если группа справилась быстро, но неверно, "отлично" она получить не может. Ошибки у детей точно будут, возможно, в небольшом количестве, так как тема им все-таки знакома, но в рабочем листе есть непростые варианты предложений, которые их могут запутать.

- Итак, время вышло. Ну что же? Легко или трудно было выполнять это задание? (Дети отвечают, варианты могут быть разными)
- Но мы же с вами должны изучить эту тему, чтобы сложно нам не было вообще. Это тоже наша с вами цель на урок.

Этап освоения нового знания

- На столе у каждой группы лежит стопка небольших листочков. (см. приложение)
- Все видят их? Хорошо. На этих листах написана какая-то информация о сложном предложении. У всех групп информация на листах одинаковая.
- Сейчас задача каждого из вас вытянуть себе любой лист и в течение 1 минуты изучить содержание, то есть прочитать и постараться запомнить, усвоить.

- Напоминаю: любой лист. Время пошло! Лучше так же использовать телефон для ограничения времени работы.
- А теперь берем другие листы: это могут листы ваших товарищей по группе, листы, еще лежащие на столе. Берем, берем.
- У вас есть 30 секунд для изучения информации. 30 секунд! Время пошло.

- Меняем! Новые 30 секунд.
- И снова меняем листы. И снова начинаются 30 секунд!
- И заключительная смена! 30 секунд пошли.

- Отлично. Все, положили листочки, я их соберу сейчас. Необходимо собрать листы со столов детей, чтобы начать следующий этап.
- У вас в рабочих листах есть место для того, чтобы сейчас в группе обобщить всю информацию о сложном предложении, которую узнал каждый из вас, в единую схему.

- Каждая группа получает 5 минут для того, чтобы подготовить схему о сложном предложении, по которой она будет рассказывать всему классу о нем. Рассказывать информацию от группы будет человек, у которого в группе самый большой размер ноги. Все! Время пошло! На выступление у каждого человека будет только 1 минута.

- Время вышло. Слушаем выступающих. Если ваша группа что-то не дописала в свою схему, вы можете ее дополнить. (Выступают ученики. Если ребенок не успел все сказать, его все равно нужно остановить. Тайминг строго соблюдаем)

Первичное закрепление

В рабочих листах у вас есть упражнение, в котором вам необходимо определить, какие предложения являются сложными, а также каким именно сложным предложением они являются.
- Попробуйте, пожалуйста, выполнить это задание на примере предложений в группе. У вас 2 минуты.
- Когда группа будет готова ответить, поднимите руку, я к вам подойду, чтобы проверить ответ.

- Как только группа поднимает руку, нужно откорректировать их ответ: если верно, похвалить, если неверно, направить. Но не тратить на это много времени. (30-40 секунд на каждую группу)
- Если вы поймете, что к этому моменту урока у вас осталось в запасе еще 5-7 минут свободного времени, так как дети быстро справлялись с задачами, вы можете включить этап самостоятельной работы.

В рабочих листах есть задание, в котором нужно выделить грамматические основы и определить вид сложного предложения (ССП, СПП, БСП). Пусть дети индивидуально выполнят его. В презентации уже есть слайд с правильными ответами к этому упражнению.

Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам сказать по одному слову, которое характеризовало бы сегодняшнее занятие. Одно слово, любой части речи. (Опрос желающих учеников)

- Замечательно! Слайд 5. А мое слово – класс! Спасибо вам за занятие.
- Как думаете, удалось ли нам выполнить поставленные задачи? (да)
- Спасибо вам за работу на уроке!

Приложение

Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам интонации и пунктуации

Пример: Когда я ступил на порог, мать бросилась мне на шею с объятиями.

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа - союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором - по смыслу.

В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных - только интонацией.

Союзные предложения разделяются на два основных вида:

  • сложносочиненные,
  • сложноподчиненные.

Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно. Между простыми предложениями нет союзов или союзных слов, а существует только смысловая и интонационная связь.

В зависимости от смысловых отношений между простыми предложениями ставится либо запятая, либо тире, либо двоеточие.

Сложносочиненные предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными. Между ними существует сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:

  • соединительных (и, да, тоже, также, ни… ни)
  • противительных (а, но, да = но, зато, только, же)
  • разделительных (или, либо, не то… не то, то… то)

Сложносочиненное предложение - это сложное предложение, в составе которого простые равноправные предложения соединены с помощью сочинительных союзов.

Пример: Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе.

Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых предложений, но связь между ними неравноправная. Одно предложение является главным, а второе зависимым от него, то есть придаточным.

Придаточных предложений может быть не одно, а несколько.

Сложноподчиненное предложение - это главное предложение и два или более придаточных предложений, связанных с ним по смыслу подчинительной связью.

От главного предложения или одного слова в нем к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения.

Пример: Легкие волны качали желтые кувшинки, (какие?) которые были похожи на маленькое солнышко, упавшее в воду. (придаточное определительное предложение)

В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы:

  • изъяснительные - что, чтобы, как, будто.
  • причинные - потому что, поскольку, так как.
  • целевые - чтобы, для того чтобы, лишь бы.
  • временные - когда, лишь, как только, лишь только.
  • условные - если, раз, ли.
  • сравнительные - как, как будто, словно, подобно тому как.
  • уступительные - хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.
  • следствия - так что, вследствие чего, в силу чего.
Размер:
21.13 Kb
Скачали:
4