Конспект урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными места. 9 класс

Конспект урока русского языка с презентацией для 9 класса "Сложноподчиненные предложения (СПП) с придаточными места"

Цели урока:

Образовательная: формирование знаний о СПП с придаточными места, способствовать прочному усвоению изучаемого материала на основе выполнения разнообразных видов заданий;

Развивающая: развитие умений находить в тексте СПП с придаточными места; составлять СПП из двух простых предложений; развитие интеллекта, логического мышления, письменной и устной речи;

Воспитательная: повышение интереса к предмету, воспитание у школьников чувства гордости за Родину.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-путешествие

Методы: метод ассоциации, метод направленного чтения

Оборудование: интерактивная доска, таблицы, слайды.

 

Ход урока:

І. Организационный момент урока.

Приветствие учащихся. 

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

Запись даты, темы в тетрадях.

Слово учителя:

-Любите ли вы приключения? Хотите отправиться в путешествие?

Готовы ли вы проявить свои знания и умения? Попробуем убедиться в этом. Итак, мы начинаем путешествие по  нашей Родине.

Работа по карте Казахстана. Показ слайдов. 

ІІІ. Актуализация знаний учащихся. Метод ассоциации. 

Составить кластер в виде солнца. Сколько лучей у солнца?

СПП

Группы СПП по значению

СПП с придаточными обстоятельственными 

Задание по пройденным темам: определить типы придаточных предложений:

1. Звёзды нам кажутся маленькими, так как они находятся очень далеко от нас.

2. Чтобы провести  Неделю русского языка, мы разработали её сценарий.

3. Будешь сильным, крепким и здоровым, если будешь заниматься спортом.

4. Как только мы поднялись на гору, открылся великолепный вид. 

ІV. Объяснение новой темы 

Придаточные предложения места указывают на место действия, названного в главном предложении. Они определяют, где совершается действие, куда и откуда оно направлено.

Вопросы: Где? Куда? Откуда?

Союзные слова: где, куда откуда.

Указательные слова в главном предложении: там, туда, оттуда. 

1. Там, где раньше была открытая степь, выросли многоэтажные жилые дома.

[Там, ( где…),  … ]

2. Мы смотрели оттуда, откуда как на ладони был виден весь город.

[ … оттуда],(откуда…..).

3. Где нет труда, сады там не цветут.

(Где…),[…там…]. 

Рассказ ученицы легенды об Астане. 

Продолжение путешествия по городам Алматы и Астана. Показ слайдов: Набережная реки Ишим, новый административный центр, жилой комплекс «Триумф Астаны», цирк, «Байтерек», казахский драматический театр имени М.Ауэзова, памятник великому Абаю. 

V. Закрепление знаний учащихся по новой теме.

Задание: к данным предложениям допишите придаточные места.

1.Я хочу поплыть на яхте, (где)….

2. Мы поднялись в «Байтерек», (откуда..)

3. Мы приехали туда, (где)…

4. Мы поехали в казахский драматический театр, (где…)

 

Стоит памятник великому Абаю.

Виден новый административный центр.

Проходит опера «Кыз Жибек».

Открывается великолепная панорама столицы.

 

Работа с текстом «Наш город»: разделить текст на 3 части. Дописать окончания прилагательных, расставить знаки препинания.

Задание для 1-группы:

У подножья гор Алатау в зелен… предгорн… долине раскинулся крупнейший город наш… республики – Алматы.

Алматы расположен там, где когда-то было древнее поселение казахов. В 1854 году на месте этого поселения возник город, которому дали название Верный.

В 1920 году городу было возвращено его стар… название – Алма –Ата.

В 1929 году Алма –Ата стала столицей Казахстана. И сейчас наряду с новой столицей –Астаной Алматы сохраняет статус южной столицы. Современн… Алматы – больш…, зелен…., красивейш… город. Население Алматы – свыше одного миллиона человек, территория –почти 190 квадратных километров.

Задание для 2-группы:

Всего за несколько десятков лет неузнаваемо преобразился облик южной столиц…. Там где когда-то проходил…. Южн… граница города пролегли многокилометров…проспекты имени Абая и аль-Фараби.На место одноэтажн… домиков выросли современн… здания из бетона и стекла.

От парка имени 28 гвардейцев вверх к горам протянулся проспект Достык.  По обе стороны проспекта там где были одноэтажн… и двухэтажн…  дома из камыша и глины поднялись светл… многоэтажн… здания. Своеобразн… символом Алматы стало высотн… здание гостиницы «Казахстан». Устремлённые ввысь увенчанное золот…короной это здание вместе с расположенным рядом Дворцом Республики составляет великолепн… архитектурн… ансамбль

Задание для 3-группы:

От здания Республиканск… Дворца школьников начинается улица, которая уходит вдоль линии гор на запад. Эта улица носит имя первого выдающего сына казахск… народа, первого президента Академии наук Казахстана Каныша Сатпаева.

Гордостью Алматы является площадь Республики. Она раскинул…сь там где стояли ветхие домики. ПлощадьРеспублики – место, на котором проводятся праздничные шествия, спортивн… праздники, парады, народн… гуляния. 

Работа с текстом «Чьё имя носит Медеу?»

Чтение текста учащимися, расставить недостающие знаки препинания в СПП.

1.Там где сейчас находится спортивный комплекс когда-то был аул №3 Малоалматинской волости Семиреченской губернии.

2.Разрешение было дано так как каждый кочевник имел право построить жильё для зимовки на своем стойбище.

3.Медеу Пусурманов поставил свой дом там где сейчас расположена гостиница «Медеу». 

VІ. Подведение итогов.

Слово учителя: Сегодня мы совершили путешествие по нашим главным городам. А, теперь, викторина: знаете ли вы, какие важные события пройдут в этих городах?

1. Какая республика председательствует в 2010 году в ОБСЕ?

2. Какое важное событие произойдет 1-2 декабря в нашей столице?

3. Сколько государств  входят в ОБСЕ?

4. Что такое ОБСЕ?

5. Где и когда пройдут 7-ые зимние Азиатские игры? 

Игра «Тренируем наблюдательность»

Задание: запишите и составьте схему этого предложения. 

Я

О

О

Ю

С

Р

Т

Л

Л

Е

С

Б

И

Д

Е

Ю

Д

Г

М

Л

VІІ. Задание на дом: упр.136, 139. Выучить правило по теме.

Комментирование оценок.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!