Конспект урока русского языка 9 класс "Как писать сжатое изложение"

Цель урока: научить писать сжатое изложение, используя различные приемы сжатия исходного текста.

Задачи:

  • развивать логические умения: определять тему и основную мысль прослушанного текста, микротемы;
  • овладение навыками работы с различными приемами сжатия исходного текста;
  • формирование словарного запаса учеников;
  • контролировать орфографические и пунктуационные умения и навыки по изученным темам.

Пояснительная записка

На уроке ученики знакомятся с приемами сжатия текста и тренируют навык использования таких способов, сравнивая исходный и финальный варианты. Вспоминают критерии оценивания сжатого изложения, чтобы применять их при взаимопроверке, работая в парах.

Урок проводится при активном применении ИКТ, что позволяет сделать урок динамичным, зрелищным и более информативным. Большая часть урока строится с использованием парной и индивидуальной работы.

Ход урока

Организационый момент

Приветствие учеников.
- Цель нашего урока - продолжить подготовку к первой части экзаменационной работы.

- Умение сжато излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития человека, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста будут необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и в ВУЗе.

- Поэтому сегодня нам предстоит познакомиться с приемами анализа текста, его сжатия и попробовать создать собственный текст на основе исходного, сохранив основную мысль и микротемы, но значительно сократив его объем.

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что такое изложение, какие бывают его виды и чем они различаются.

Подробное изложение – это максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей, в то время как сжатое изложение исходного текста предполагает передачу существенной информации с исключением деталей.

Главная задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию

- При проверке сжатого изложения будут оцениваться следующие 3 критерия:

  • ИК 1: "Содержание изложения". Чтобы получить максимальное количество баллов, необходимо сохранить количество микротем исходного текста – три.
  • ИК 2: "Сжатие исходного текста". Чтобы получить максимальное количество баллов, необходимо использовать приемы сжатия текста – нужно, чтобы сжатие производилось на протяжении всего текста, а не только какой-то его части.
  • ИК 3: "Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения". Что оценивается с помощью этого критерия? Умение выделять логическую структуру текста – последовательность изложения содержания; отсутствие логических ошибок и нарушения абзацного членения текста. Чтобы проследить логику изложения любого текста, нужно вспомнить способы и средства связи предложений в тексте.

Грамматические, орфографические, речевые, фактические и пунктуационные ошибки оцениваются во всей экзаменационной работе, поэтому при написании изложения нужно помнить о необходимости не только правильно передать содержание прослушанного текста, но и грамотно его изложить.

Повторение приемов сжатия текста

- Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем.

Приемы сжатия текста

  1. Сокращение - исключение подробностей и деталей, которые никак не повлияют на передачу смысла авторского высказывания.
  2. Обобщение - замена однородных членов обобщающим словом.
  3. Упрощение - замена сложных предложений простыми, удаление обособленных конструкций, замена прямой речи косвенной.

- Не всегда можно воспользоваться всеми тремя способами. Приемы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Нужно исходить из особенностей текста и использовать те приемы, которые уместны.

- Посмотрим, в каком тексте какими приемами лучше всего воспользоваться.

Прием первый – сокращение

При сокращении можно исключить:

  • отдельные слова и словосочетания;
  • лексические повторы;
  • цитаты,;
  • части предложений;
  • целые предложения.

- Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию, сократите ее.

Исходный текст изложения

Слово "мама" - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Сжатый вариант

Слово "мама" особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково.

Исходный текст изложения

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму.

И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово "мама" становится равнозначным слову "жизнь".

Сжатый вариант

Место матери в нашей жизни особое. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь придает нам силы. Человек верит, что мама всегда придет на помощь.

Исходный текст изложения

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! "Берегите матерей!" - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме.

Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Сжатый вариант

Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети - лучший подарок.

Исключение однородных членов

  • "… материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг…";
  • "… человек зовет мать и верит…";
  • "… забыли сказать много хороших и добрых слов…".

Прием второй – обобщение

При сокращении производится:

  • замена однородных членов обобщающим словом;
  • замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;
  • замена прямой речи косвенной.

Пример замены однородных членов обобщающим словом:

До сжатия
В вазе лежали и желтые, и красные, и зеленые, и оранжевые, и фиолетовые фрукты, будто сама природа захотела раскрасить разными красками стол Али.

После сжатия
В вазе лежали разноцветные фрукты, будто сама природа захотела раскрасить разными красками стол Али.

Пример замены слов с менее широким значением словом с более широким значением:

До сжатия
В лагере ребята проводили время по-разному. Кто-то играл на площадке в волейбол, кто-то сидел в беседке, увлеченно играя в шахматы, а кто-то тайком убегал на речку, чтобы насладиться прохладой горной реки под палящим солнцем.

После сжатия
В лагере ребята проводили время по-разному в зависимости от предпочтений.

Пример замены прямой речи косвенной:

До сжатия
"Берегите матерей!" - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов.

После сжатия
В своей поэме известный поэт Расул Гамзатов призвал беречь матерей.

Прием третий – упрощение

При упрощении производится:

  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением,
  • замена СПП простым предложением,
  • замена прямой речи косвенной,
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

То есть упрощение – это сочетание исключения и обобщения.

Пример замены придаточного определительного синонимичным определением:
- Ребята, которые участвовали в конкурсе, получат дипломы лауреатов.
- Ребята, участвовавшие в конкурсе, получат дипломы лауреатов.

- А сейчас вам нужно найти все СПП с определительным придаточным и, применив прием упрощения, заменить придаточные определительные синонимичными обособленными определениями, т.е. причастными оборотами.

- Как в этом случае будет работать прием упрощения текста путем замены сложных синтаксических конструкций простыми? (СПП с определительным придаточным заменяются ПП с обособленными определениями)

- Всегда ли можно применить такой вид сжатия информации? Ответим на этот вопрос, выполнив интерактивное задание.
- В предложении "Родина – это необъятные леса и горы, степи и равнины, над которыми поют серебряные метели" нельзя заменить придаточное определительное синонимичным определением.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

"Когда читаешь историческую книгу, помни о прошлом, думай о будущем. Когда говоришь о том, что будет, не забывай о том, что было".
"Читая историческую книгу, помни о прошлом, думай о будущем. Говоря о том, что будет, не забывай о том, что было".

Делаем вывод: чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо исключить подробности и детали, обобщить конкретные, единичные детали и упростить синтаксические конструкции. (Исключаю, обобщаю, упрощаю)

Памятка "Как писать сжатое изложение"

  1. Выделите в тексте важные мысли (микротемы).
  2. Найдите среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, в каждой из которых будет одна из микротем.
  4. Озаглавьте каждый абзац.
  5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, чтобы микротема при этом была сохранена.
  6. Подумайте, какую информацию можно обобщить.
  7. Обдумайте средства связи между абзацами.
  8. Передайте отобранную информацию своим языком, стараясь избегать повторов.
  9. Запишите этот вариант на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.
  10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Работа над сжатием текста

Конспект урока русского языка на тему "Как писать сжатое изложение" публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!