Цель урока: научить писать сжатое изложение, используя различные приемы сжатия исходного текста.
Задачи:
Пояснительная записка
На уроке ученики знакомятся с приемами сжатия текста и тренируют навык использования таких способов, сравнивая исходный и финальный варианты. Вспоминают критерии оценивания сжатого изложения, чтобы применять их при взаимопроверке, работая в парах.
Урок проводится при активном применении ИКТ, что позволяет сделать урок динамичным, зрелищным и более информативным. Большая часть урока строится с использованием парной и индивидуальной работы.
Приветствие учеников.
- Цель нашего урока - продолжить подготовку к первой части экзаменационной работы.
- Умение сжато излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития человека, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста будут необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и в ВУЗе.
- Поэтому сегодня нам предстоит познакомиться с приемами анализа текста, его сжатия и попробовать создать собственный текст на основе исходного, сохранив основную мысль и микротемы, но значительно сократив его объем.
- Давайте вспомним, что такое изложение, какие бывают его виды и чем они различаются.
Подробное изложение – это максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей, в то время как сжатое изложение исходного текста предполагает передачу существенной информации с исключением деталей.
Главная задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию
- При проверке сжатого изложения будут оцениваться следующие 3 критерия:
Грамматические, орфографические, речевые, фактические и пунктуационные ошибки оцениваются во всей экзаменационной работе, поэтому при написании изложения нужно помнить о необходимости не только правильно передать содержание прослушанного текста, но и грамотно его изложить.
- Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем.
Приемы сжатия текста
- Не всегда можно воспользоваться всеми тремя способами. Приемы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Нужно исходить из особенностей текста и использовать те приемы, которые уместны.
- Посмотрим, в каком тексте какими приемами лучше всего воспользоваться.
При сокращении можно исключить:
- Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию, сократите ее.
Исходный текст изложения
Слово "мама" - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Сжатый вариант
Слово "мама" особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково.
Исходный текст изложения
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму.
И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово "мама" становится равнозначным слову "жизнь".
Сжатый вариант
Место матери в нашей жизни особое. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь придает нам силы. Человек верит, что мама всегда придет на помощь.
Исходный текст изложения
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! "Берегите матерей!" - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме.
Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
Сжатый вариант
Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети - лучший подарок.
Исключение однородных членов
При сокращении производится:
Пример замены однородных членов обобщающим словом:
До сжатия
В вазе лежали и желтые, и красные, и зеленые, и оранжевые, и фиолетовые фрукты, будто сама природа захотела раскрасить разными красками стол Али.
После сжатия
В вазе лежали разноцветные фрукты, будто сама природа захотела раскрасить разными красками стол Али.
Пример замены слов с менее широким значением словом с более широким значением:
До сжатия
В лагере ребята проводили время по-разному. Кто-то играл на площадке в волейбол, кто-то сидел в беседке, увлеченно играя в шахматы, а кто-то тайком убегал на речку, чтобы насладиться прохладой горной реки под палящим солнцем.
После сжатия
В лагере ребята проводили время по-разному в зависимости от предпочтений.
Пример замены прямой речи косвенной:
До сжатия
"Берегите матерей!" - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов.
После сжатия
В своей поэме известный поэт Расул Гамзатов призвал беречь матерей.
При упрощении производится:
То есть упрощение – это сочетание исключения и обобщения.
Пример замены придаточного определительного синонимичным определением:
- Ребята, которые участвовали в конкурсе, получат дипломы лауреатов.
- Ребята, участвовавшие в конкурсе, получат дипломы лауреатов.
- А сейчас вам нужно найти все СПП с определительным придаточным и, применив прием упрощения, заменить придаточные определительные синонимичными обособленными определениями, т.е. причастными оборотами.
- Как в этом случае будет работать прием упрощения текста путем замены сложных синтаксических конструкций простыми? (СПП с определительным придаточным заменяются ПП с обособленными определениями)
- Всегда ли можно применить такой вид сжатия информации? Ответим на этот вопрос, выполнив интерактивное задание.
- В предложении "Родина – это необъятные леса и горы, степи и равнины, над которыми поют серебряные метели" нельзя заменить придаточное определительное синонимичным определением.
Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.
"Когда читаешь историческую книгу, помни о прошлом, думай о будущем. Когда говоришь о том, что будет, не забывай о том, что было".
"Читая историческую книгу, помни о прошлом, думай о будущем. Говоря о том, что будет, не забывай о том, что было".
Делаем вывод: чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо исключить подробности и детали, обобщить конкретные, единичные детали и упростить синтаксические конструкции. (Исключаю, обобщаю, упрощаю)
Работа над сжатием текста
Конспект урока русского языка на тему "Как писать сжатое изложение" публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже