Конспект урока русского языка 9 класс "Повторение по темам фонетика, орфоэпия"

Цели урока:

  • обобщить знания по фонетическому модулю;
  • углубить представление о фонетике, орфоэпии и графике, их соотношении;
  • совершенствовать орфоэпические навыки;
  • развивать чуткое отношение к звучащему и письменному родному языку.

Задачи:

  1. Повторить терминологический аппарат фонетического модуля, изучаемого в 5-8 классах,
  2. Повторить нормы орфоэпии, разить языковое чутье,
  3. Развить навык лингвистического анализа текста,
  4. Закрепить навыки фонетического разбора.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, рабочие тетради, ручки.

Этап урока, его содержание

Форма работы

Время

Организационный момент

Приветствие, фиксирование в рабочих тетрадях даты, темы.

Фронтальная.

2 минуты

Разминка. Орфоэпическая пятиминутка

Открываем сайт, выбираем набор карточек 1-65. По цепочке читаем слова, проверяем. Слова, вызвавшие затруднения, записываем, транскрибируем. (индивидуально) 

Фронтальная, индивидуальная.

5 минут

Самоопределение к учебной деятельности

Повторение понятийного аппарата, вынесенного в тему урока. Фронтальный опрос на знание терминологии. Фиксация в тетрадях определений.

Фонетика. Слайд 2.

Орфоэпия. Определение. Слайд 4.

Графика. Определение. Слайд 5 

Фронтальная, индивидуальная.

3 минуты

Постановка проблемы. Согласование цели и темы Установление взаимосвязи выделенных понятий.

Актуализация знаний

Вопросы для обсуждения:

Сколько в русском языке гласных букв? Согласных букв? Гласных звуков? Согласных звуков? Букв всего? Звуков всего? Слайд 6.

Чем это может быть обусловлено? (историческими процессами развития языка). Какие трудности это порождает?

Фиксация знаний

Как связаны между собой фонетика и орфоэпия? Орфоэпия и графика? Фонетика и графика? 

Фронтально.

5 мин.

Закрепление материала. Использование знаний на практике

Работа с учебником.

Упражнение 22. Списать текст, раскрывая скобки (индивидуально).

Выразительное чтение по абзацам (фронтально, 2 человека).

- Какова основная мысль текста?

- Стиль речи? Тип речи?

- Объясните значение слов: социологический опрос, cвободная экономическая зона, несть числа, масленица, боярыня, тороватая, разгульные.

Проверяем по презентации. Слайды 7-13.

В тетрадях самостоятельно выполнить задание 3 к упражнению 22.

Провести взаимопроверку с соседом по парте.

Задание 4 к упражнению 22

1 вариант склоняет в тетради числительное 50, 2 вариант – числительное 5. Выборочная фронтальная устная проверка.

Задание 5 к упражнению 22: найти предложение, соответствующее представленной схеме. Назвать члены предложения и части речи, которыми они выраженыю. (устно, фронтально) 

Фронтально. Индивидуально. Взаимопроверка.

20 мин.

Рефлексия. Подведение итогов урока

- Что изучали на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вид работы больше всего понравился?

Домашнее задание

Упражнение 23. Пояснение: чтение текста вслух учеником или учителем.

Чтение заданий, разъяснение их выполнения:

1. Дома потребуется списать текст, соблюдая современные орфографические нормы.

2. Выделить грамматические основы, однородные члены. (напоминание определений)

3. Составить схему предложения. (уточняем, что выше уже была работа со схемой; как она выглядит)

4. Затранскрибировать слово. (уточняем, что такое транскрипция, выше выполнялся фонетический анализ, чем они отличаются)

6. Прочитать 6 вопрос. Проанализировать текст с точки зрения соответствий букв и звуков современной орфографии и орфографии прошлого. Составить письменный развернутый ответ с примерами из текста. 

 

5 мин.

 

Размер:
28.31 Kb
Скачали:
10