Цель урока: отработка навыков решения экзаменационных заданий; усвоение результатов и путей их получения; формирование познавательной деятельности.
Задачи:
Оборудование: ПК, экран, мультимедийный проектор, презентация, ноутбуки (по 1 на группу учащихся), карточки на доску, рабочие листы для учащихся, билеты счастья (карточки с устными заданиями), заготовка для определения площади фигуры, заготовка для определения площади города Березники, транспортиры, циркули, линейки, простые карандаши, птицы счастья (сувенир, оригами).
На слайде кадр из мультфильма. Ослик говорит: "Что такое счастье? Надо спросить …"
- Что такое счастье? (Ответы учащихся)
- Бываете ли вы счастливы на уроке?
- Если Вы считаете, что заработанная "5" - это счастье, то каким образом эта оценка должна быть получена?
- Например, решите: 1+1= или 2+3= Ответили правильно, но "5" за такой ответ Вас устроит?
- Нет, потому что слишком легко, и не были приложены усилия. А если такой пример: вычислить вторую производную функции: у = 3sin(x3 + 4x) – 5cos(x7).
- Не заработать "5", потому что этого мы еще не знаем. Значит, задания должны быть понятными и приводить к результату.
Сообщение темы и целей урока
- Мы определили тему сегодняшнего урока: "В числах о "Счастье".
- Попробуем вместе определить задачи на сегодняшний урок …
- Как вы считаете, можно ли счастье вычислить? Если можно, то как?
Тема исследования |
Гипотеза |
Результат |
Составляющие счастья |
|
|
Формула скорости роста счастья |
|
|
Показатель счастья в 9 «А» классе нашей школы (в %) |
|
|
Плотность счастливых людей в 9 «А» классе (количество человек на 1 м2) |
|
|
Скорость птицы счастья |
|
|
Очень часто можно слышать:
"Я так счастлива!"
"Ну когда же придет это счастье?"
"Душа разрывается от счастья!"
"Мне бы хоть капельку счастья"…
- Значит, счастье все–таки можно измерить. Мы с вами сегодня займемся исследованием, попробуем вычислить скорость птицы Счастья, вычислить показатель состояния души, показатель роста счастья, плотность счастливчиков в вашем классе.
- Каждый из вас выбрал билетик счастья, сейчас вскройте его, пожалуйста, и выполните предложенное задание. Если вдруг от волнения что-то не получается, обратитесь за помощью к соседу за партой. (учащиеся вскрывают билеты, решают)
1. Выберите из предложенных чисел только те числа, которые являются делителями числа 180: 13; 35; 42; 53; 90. (Ответ: 90)
2. Вычислите: 112 – 301 - 2000 = (Ответ: 90)
3. Среди значений выражений укажите наименьшее.
(Ответ: 90)
4. Вычислите: 2(3√5)2 = (Ответ: 90)
5. Найдите значение выражения: (1800 x 0,01) / 0,2 = (Ответ: 90)
6. Вычислите: 2√-3 = (Ответ: нет решений)
7. Решите уравнение: x2 + 5 = 0 (Ответ: нет решений)
8. Найдите значение выражения: (32 - 41) / (√25 - 5) = (Ответ: нет решений)
9. Решите уравнение: х2 – 2х +5 = 0 (Ответ: нет решений)
10. Решите систему неравенств:
(Ответ: нет решений)
11. Число, записанное в стандартном виде, запишите в виде целого числа: 1,932 * 103 = (Ответ: 1932)
12. Вычислите: 103 + 25 ∙ 36 – 4 ∙ (-8) = (Ответ: 1932)
13. Решите уравнение: 0,02х = 38,64 (Ответ: 1932)
14. Вычислите периметр прямоугольника, длина которого равна 453, а ширина на 60 больше. (Ответ: 1932)
15. Верно или нет: 56 ∙ 25 + 54 ∙ 10 – 8 = 1932 (Ответ: Да)
16. Верно или нет, что площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 10 см равна 8000 мм2? (Ответ: Да)
17. Верно ли, что площадь трапеции равна половине произведения суммы оснований на высоту? (Ответ: Да)
18. Верно ли, что уравнение х2 = 7 имеет два корня? (Ответ: Да)
19. Верно ли, что вертикальные углы всегда равны? (Ответ: Да)
20. Число, представленное в стандартном виде, запишите в виде целого числа: 1,932 * 103 (Ответ: 1932)
21. Решите уравнение: 0,04х = 80,88 (Ответ: 2022)
22. Вычислите: (252 - 20) ∙ 4 – 398 = (Ответ: 2022)
23. Найдите длину забора, ограждающего прямоугольный участок земли, стороны которого 500 м и 511 м. (Ответ: 2022)
24. Вычислите: 2 ∙ 103 + 52 – 3 = (Ответ: 2022)
25. Решите уравнение: 0,05х = 101,1 (Ответ: 2022)
- А теперь послушаем ваши ответы (ответы учащихся) и объединимся в группы для проведения исследовательских работ.
- Те, у кого получился ответ "90" - это первая группа. У кого "1932" - вторая группа, у кого "2022" - третья группа; "нет решений" - четвертая группа и те, кто выбрал ответ "Да!", объединяются в пятую группу.
У нас образовались пять групп, каждая из которых работает над своей задачей - исследованием. (Ученики работают в рабочих листах, которые лежат на столах каждой из групп)
Группа "90" - скорость роста Счастья
"Горе на двоих - полгоря, счастье на двоих - два счастья". (пословица)
Задание–исследование для первой группы
На доске представитель группы "кликает" мышкой по числу "80" - всплывает график функции, который получили учащиеся. (Дополнительное задание. Если осталось свободное время, группа строит график для второй части пословицы)
Группа "1932" - составляющие Счастья
Задание-исследование для второй группы
72% россиян чувствуют себя счастливыми, утверждает ВЦИОМ. Вот несколько полезных фактов, которые помогут осчастливить оставшихся 28%.
Счастье передается по наследству. Ученым удалось выделить гены, отвечающие за определенные черты характера и формирующие личность, "предрасположенную" к счастью.
Во время усиленных тренировок в спортзале 85% людей ощущают себя счастливыми.
Для полного счастья человеку нужно 8 поцелуев и 7 минут страстных объятий в день. В представлении россиян счастье включает благополучие в семье (оно необходимо 30% соотечественников), общение с близкими (17%), хорошую, интересную работу или учебу (11%), наличие любимого человека и здоровье (по 7%), наличие друга (10%).
Дополнительные 5000$ могут сделать человека счастливее лишь на 2% . Оставшиеся 16% на различные другие составляющие".
Представитель группы выходит к доске, "кликает" мышкой по числу "1932", на доске появляется круговая диаграмма.
Группа "2022" - Плотность счастливчиков
Задание-исследование для третьей группы
72% россиян чувствуют себя счастливыми, утверждает ВЦИОМ".
Представитель команды выходит к доске, "кликает" мышкой по числу "2022", на доске появляется значение плотности счастливчиков в классе и в городе.
Группа ″ - ″ - Состояние души (основной показатель счастья)
Задание-исследование для четвертой группы
В качестве основного показателя счастья предлагается оценивать состояние души, с которым человек идет из дома на учебу и из школы домой.
Показатель "полного" счастья: и в школу, и домой человек летит как на крыльях (100%).
Показатель "половинчатого" счастья (50%): человек идет с радостью либо на учебу, либо домой, а поэтому что-то уже пора в плохой "половинке" менять.
Показатель "10%-ого" счастья: человек идет с неохотой не только в школу, но и домой, следовательно, пора как-то перестроить всю свою жизнь. Показатель полностью несчастной жизни (0%): человек идет и на учебу, и домой с отвращением, насилуя себя, и в этом случае жизнь следует менять кардинально.
Приведенные выше чрезвычайно простые показатели счастья являются, как показывает практика, весьма точными.
Показатели состояния души ваших одноклассников представлены в следующий ряд данных: 50 50 50 50 10 50 50 100 50 50 100 50 50 50 50 50 50 10 50 50.
(Подсказка: Как построить таблицу частот; что такое мода и медиана ряда; диаграмма частот; среднее значение в выборке)
Представитель группы выходит к доске, "кликает" мышкой по ″ - ″, на доске появляется среднее значение показателя души для учащихся данного класса. (Какие конкретные решения последуют за этими выводами и последуют ли они вообще, зависит только от Вас самих, потому что "душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!" Н.А. Заболоцкий)
Группа "!" - скорость Счастья
Задание-исследование для пятой группы
Синие птицы счастья, как и все прочие птицы, вылупляются из яиц. И растут себе синими птенцами, пока не превратятся во взрослых птиц. Синяя птица внешне напоминает дрозда, но отличается более длинным хвостом и темно-фиолетовой с лиловым отливом окраской оперения. Ведут оседлый образ жизни, но птицы, гнездящиеся высоко в горах, осенью перемещаются в более низкие места.
Уже в марте в местах гнездования можно услышать громкое, но в то же время нежное и мелодичное пение, состоящее из отдельных, не связанных между собой посвистов.
Расстояние между островами Счастья в 195 км самец птицы счастья пролетает за 2,6 часа, на обратную дорогу (летит против ветра) ему требуется на 0,4 часа больше. Определите скорость самца синей птицы, если скорость ветра 5 км/час. (Ответ: 70 км/час)
Тоже расстояние самочка птицы счастья пролетает за 3,25 часа, на обратную дорогу тратит 3,9 часа. Определите скорость самки птицы счастья. (Ответ: 55 км/час)
Зная скорость самца и самки синей птицы вычислите среднюю скорость птицы счастья. (Ответ: 62,5 км/час)
("Счастье есть, просто к каждому оно идет с разной скоростью")
Представитель группы выходит к доске, "кликает" мышкой по "?" (Появляется птица Счастья, ее средняя скорость)
Основные результаты учащиеся записывают в рабочие листы.
После того, как группы закончили работу, учащимся предлагается небольшая физкультминутка.
- Если день начинать с улыбки, то человек чувствует себя счастливым. Поэтому давайте потренируем мимику счастья. Пожалуйста, все встаньте и повернитесь лицом к доске. Повторите улыбку известных людей, можно повторить еще и жесты.
(На экране улыбающиеся Александр Овечкин – выдающийся хоккеист, Арнольд Шварценеггер – актер, директор школы №5, Сергей Петрович Дьяков – глава города Березники, Олег Анатольевич Чиркунов – губернатор Пермского края, Владимир Владимирович Путин – Председатель Правительства РФ, Дмитрий Анатольевич Медведев – президент РФ, Альберт Эйнштейн – физик-теоретик)
После физкультминутки учащиеся выступают со своими результатами, проговаривают, какие выводы получила каждая группа.
- Подведем итоги. Взгляните, пожалуйста, на таблицу. У кого из Вас предположения оказались близкими к результатам?
- Молодцы! Мы хотели с вами на уроке узнать побольше о счастье и представить счастье в числах.
- Получилось у нас это или нет?
- Спасибо всем группам, поработали продуктивно.
- Откройте глаза, прямо сейчас, позвольте себе быть счастливым. Вы видели матрешку, куколка в куколке?
- Вот так и счастье, огромное состоит из маленьких, а маленькие из крохотных. И если вы научитесь замечать маленькие, то увидите и большое.
- И еще, счастье, которое Вы замечаете, накапливается. Оно прибавляется и растет. Но только если Вы замечаете и маленькие и малюсенькие счастьица. И не только замечаете, но и принимаете их.
- Вот так и сливаются крохотные, маленькие, средние и большие счастья в одно. И получается море счастья. И только от Вас зависит, будет ли в Вашей жизни это море счастья.
- Вернемся к началу урока. На доске остались разбросанными числа. Может быть их можно "собрать"? (Учащиеся должны увидеть: 1932 – 2022, 90!)
- Совершенно верно. В 2022 году исполняется 90 лет нашему родному городу. И самое главное, чтобы каждый из вас смог сделать для родного края что-нибудь полезное.
- Потому что будущее города, будущее страны зависит от вас. ("Где родился, там и пригодился", пословица)
Домашнее задание
- Попробуйте вывести формулу счастья. Я не знаю, из чего она будет состоять у каждого из вас.
- Британский психолог Кэрол Ротвелл вывела формулу счастья: для достижения этого состояния нам нужно всего лишь P+(5E)+(3H). P - это черты нашего характера, в число которых входит наш взгляд на жизнь, приспосабливаемость, психическая устойчивость. E - это наши "насущные нужды" - здоровье, деньги, друзья и другое. H - необходимые качества более высокого порядка - чувство юмора, самоуважение и другие).
- А вы попробуйте вывести свою формулу счастья.
- И на счастье небольшой вам подарок. (каждому учащемуся вручается "птица счастья")
- Пусть она принесет вам удачу!