Формируемые результаты:
Основные понятия: функция, прямая и обратная пропорциональности, парабола, гипербола, ветви гиперболы, ветви параболы, область определения, множество значений, графический редактор.
Тема, цель урока (учащиеся знакомы с понятием "синквейн"). По предложенным фразам определить тему урока, затем обозначить цель урока.
Синквейн:
Тема урока: "Графики функций. Использование табличного процессора Exсel для построения графиков функций".
В век цифровых технологий сидим, вычерчиваем линии, вычисляем координаты точек …
Как вы думаете, можно ли ускорить процесс построения графиков функций?
Мы попробуем сегодня с вами ответить на этот вопрос. А для начала вспомним все, что мы знаем о функциях.
Устно:
y=kx+b – линейная функция (частный случай, когда k = 0 - прямая пропорциональность, или b = 0, прямая параллельна оси абсцисс), график – прямая;
y=k/x – обратная пропорциональность, график – гипербола;
y=x2 – квадратичная функция, график – парабола;
у= √х – график – ветвь параболы (y = √x - один из частных случаев степенной функции. Эта функция не имеет своего собственного имени (в отличие от квадратичной функции или кубической функции) и называется просто формулой. График функции - ветвь параболы.
На слайде представлены графики перечисленных функций. Назовите основные свойства функций:
у = кх+b | y = k/x | y = x2 | y = √x | |
D(f) | R | Все числа, кроме х = 0 | R | x ≥ 0 |
Е(f) | R | Все числа, кроме y = 0 | y ≥ 0 | y ≥ 0 |
(с последующей самопроверкой. Ответы представлены на слайде)
1. Найти область определения функций:
2. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
3. Построить график одной из функций (можно на миллиметровой бумаге): 1) y =2 x; 2) y = 1/x; 3) y = x2
Для того, чтобы построить график любой функции, что необходимо сделать? (построить координатную плоскость, составить таблицу, отметить полученные точки на координатной плоскости и затем соединить точки линией)
Но, оказывается, что все это может за нас сделать компьютер.
(учащиеся садятся за компьютер и параллельно с объяснением учителя выполняют построение графиков функций)
Ответ на вопрос, поставленный в самом начале урока:
Домашнее задание
Построить график функции и описать ее свойства.