Предмет: алгебра, информатика и ИКТ
Цели урока:
Образовательные: повторить с учащимися алгоритм построения графика квадратичной функции; закрепление умений и навыков учащихся по теме с использованием программы "Advanced Graphed"
Развивающие: продолжать формировать обще учебные умения и навыки, развивать вычислительные навыки, навыки самостоятельной работы, логическое мышление, способность применять знания на компьютере, познавательный интерес к предметам
Воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность.
Тип урока: интегрированный.
Раздаточный материал: карточки для тестовой работы.
Оборудование: проектор, учебник "Алгебра" для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др.; Под ред. С. А. Теляковского. - М: "Просвещение", 2009.
Ход урока
Первая часть урока (алгебра)
Организационный этап
Приветствие, проверка присутствующих на уроке и проверка готовности учащихся к уроку. Ознакомление с видом и темой урока. (Слайд 1)
Важно задать высокий темп урока, чётко формулируя требования учащимся.
Проверка домашнего задания
Прежде чем приступим к проверки домашнего задания давайте вспомним, какой вид графика имеет функция квадратичного уравнения.
Задание 1: Назовите, под какими цифрами обозначены графики квадратичной функции? (ответ 1, 3, 5) (слайд 2)
Задание 2: Ваше домашнее задание заключалось в решении графическим способом уравнение квадратичной функции . Вам необходимо назвать какой из изображенных вариантов ответов верный (Слайд 3).
Домашнее задание (Слайд 4)
Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Задание 1: На экране слайд, на котором дано 4 вида квадратных уравнений. Учащимся необходимо для каждого уравнения найти соответствующий график.
Ответы: 1 - красный, 2 - голубой, 3 – зеленый, 4 - оранжевый (Слайд 5).
3адание 2: На экране отображено задание: "Построить график функции".
Учащимся необходимо словесно пояснить в каком направлении будет перемещаться парабола по оси У или Х. После ответа на экране будет отображено движение графика по оси У вниз на 4 единицы (Слайд 6).
Задание 3: На экране отображено задание: "Построить график функции".
Учащимся необходимо словесно пояснить в каком направлении будет перемещаться парабола по оси У или Х. После ответа на экране будет отображено движение графика по оси Х влево на 2 единицы (Слайд 7).
Задание 4: На экране отображено задание: "Построить график функции".
Учащимся необходимо словесно пояснить в каком направлении будет перемещаться парабола по оси У или Х. После ответа на экране будет отображено движение графика по оси Х на 3 единицы вправо и по оси У на 1 единицу вниз. (Слайд 8)
Задание 5: Данное задание заключается в опросе учащихся по основным этапам (правилам) построения графика функции. Учащиеся называют первый шаг к построению графика, а на экране появляется верный ответ и иллюстрацией. Это для того, чтобы зрительно проанализировать правильность ответа учащихся. (Слайд 9,10,11,12,13)
Подведение итогов первой части урока
Проверочный тест по теме: "Квадратичная функция" (Приложение 1)
Ответы для самопроверки (Слайд 14)
Вторая часть урока (информатика)
Физкультминутка
Учащимся предлагается отдохнуть: учитель зачитывает правила техники безопасности в компьютерном классе, а учащиеся должны кивать головой "Да", "Нет" медленно (Слайд 15)
Компьютерный практикум: "Построение графиков квадратичной функции в MS Excel" (Приложение 2)
Задание 1. На одной координатной плоскости построить графики трех функций на отрезке [-4;4] с шагом 1 (Слайд 16).
Образец пошагового выполнения заполнения таблицы данными (Слайды 17-23)
Задание 2. Построить график функции на одной координатной плоскости (Слайды 24,25).
Изучив построенные графики, вам необходимо ответить на вопрос:
- Как, имея график функции, построить график функции? (Слайд 26)
Вывод: у предложенных функций изменялось значение функции, поэтому график сдвигался вверх по оси ОУ, если m> 0 и вниз, если m < 0.
Дополнительное задание:
Теперь учащимся предлагается рассмотреть, как ведут себя графики функций по отношению графику функции. (Слайд 27)
Строят графики функций: на отрезке [– 4;4].
Вопрос:
- Какие формулы нужно изменить, чтобы построить графики данных функций в уже созданной системе координат? (Слайд 28)
Учащиеся должны подойти к выводу, что необходимо изменить формулы для вычисления функций у2 и у3 следующим образом:
Вид графиков после изменения формул:
Изучив построенные графики, вам необходимо ответить на вопрос:
- Как, имея график функции, построить график функции? (Слайд 29)
Вывод: у предложенных функций изменялось значение аргумента, поэтому график сдвигался влево по оси ОХ, если > 0 и вправо, если < 0 (Слайд30)
Комплекс упражнений для глаз
Рефлексия
Результаты моей работы на уроке:
Я узнал…
Я могу…
На уроке было легко…
На уроке было трудно…
Мне надо еще поработать над…
Спасибо за урок!