При организации контроля освоения учебного материала по теме "Определенный интеграл" учитель может предложить обучающимся задачи математического содержания т.к. на изучение данной темы отводится небольшое количество часов.
Но учитель может использовать и нетрадиционные формы контроля: участие в деловых играх и семинарах, самостоятельная разработка прикладных задач с последующим их анализом.
Все это способствует развитию у школьников навыка видеть проявление математических закономерностей в повседневной жизни, активно применять математические методы для решения задач в различных областях.
Рассмотрим задачи, которые учитель может предложить обучающимся для самостоятельного решения или включить их в контрольную работу.
Заяц пересекает открытое поле со скоростью v=v(t) (время измеряется в секундах, а скорость в метрах за секунду). Какова длина пройденного пути по полю, если заяц пересек его за 3 секунды со скоростью v(t)=4t3-3t2, считая от начала движения t=0.
Решение:
Необходимо определить путь, пройденный зайцем за промежуток времени [0;3].
Ответ: длина пройденного пути 54 метра. Средняя скорость зайца составляет 18 м/с.
Орел, высматривая свою добычу, парит высоко над землѐй. Определите, на какой высоте находится орел, если от земли он поднимается за 5 секунд со скоростью, определяемой по формуле v(t)=4t3+3t2.
Высоту, можно рассматривать как путь, преодоленный орлом за 5 секунд.
Решение:
Ответ: орел находится на высоте 750 метров.
Рассмотрим в атмосфере вертикальный столб воздуха с постоянным сечением S см2. Плотность воздуха ρ г/см3 зависит от высоты h над поверхностью земли. Записать формулу, для вычисления массы воздуха в столбе от высоты h1 до h2.
Решение:
Атмосферное давление меняется с высотой, следовательно, плотность воздуха является функцией высоты – ρ(h). Для вычисления массы воздуха необходимо составить следующую формулу:
Из одного килограмма древесины выходим, примерно, 300 грамм бумаги. Сколько килограмм бумаги получится из бревна ели длиной 12 метров и неоднородной плотностью ρ=ρ(x),ρ(x)=x2-5x (плотность выражается в кг/м3).
Решение:
Для начала необходимо определить массу бревна, а затем рассчитать выход бумаги.
Получаем, что масса бревна ели 216 кг. Теперь узнаем выход бумаги из этого бревна.
216 ∙ 300 = 64 800 гр = 64,8 кг.
Ответ: из бревна ели длиной 12 метров получится 64,8 кг бумаги.
Клен считается умеренно растущим деревом. За год прирост дерева составляет 0,4 – 0,5 метров. Скорость роста зависит от природных условий и погодных факторов и определяется формулой v(t)=1/√t (скорость роста выражается в м/год). Какой высоты достигнуты саженцы клена, длиной 0,5 метра, через 8 лет?
Решение:
Итак, за 8 лет клен вырос на 4 метра. Первоначальная длина составляла 0,5 метра. Следовательно, длина деревьев составляет 4,5 метров.
Ответ: высота деревьев равна 4,5 метров.
В современном мире нужны активные формы и методы обучения, при которых перед обучающимися ставятся жизненные задачи, требующие одновременного применения теоретических знаний и быстрого выполнения практических действий.
Такой подход ведет к формированию неподдельного интереса к математике и является залогом ее успешного изучения, также способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.