Цель: раскрыть образы Лизы и Эраста через испытание любовью, осознать суть их отношений и нравственный выбор.
Задачи:
- Здравствуйте, ребята.
- Давайте послушаем музыкальное произведение.
Прослушивание музыкального произведения Е. Доги "Мой ласковый и нежный зверь"
- Понравилась музыка? О чем она? (Ответы учащихя)
- Ребята, многие писатели и поэты посвящали свои произведения именно этой теме. Для многих из них любовь – предмет высокой поэзии.
- А что для вас любовь? (Счастье, верность, страсть, испытание, чувственность)
- Я согласна с вами. Разговор на нашем уроке пойдет об отношении мужчины и женщины.
- Поэтому я взяла знакомое вам произведение Николая Михайловича Карамзина "Бедная Лиза".
- Давайте прочитаем эпиграф: "А счастье было так возможно…".
- Чьи это слова? Откуда эти строки? Кому принадлежат? (А.С. Пушкин. Из монолога Татьяны "А счастье было так возможно, так близко! Но судьба моя уж решена...")
- Ребята, как вы понимаете слова Александра Сергеевича Пушкина? О чем мы будем говорить сегодня? (О любви, об испытаниях, которые выпали на долю главных героев)
- Тема нашего урока: "Испытание любовью" по повести Николая Карамзина "Бедная Лиза". Записываем в тетрадь.
Цели и задачи:
- Как зовут главную героиню повести? (Лиза)
- Почему произведение называется именно "Бедная Лиза"? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово "бедная"? (Бедная, несчастная)
- Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)
- Ребята, почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование?
- В этом мы сейчас и попытаемся разобраться и рассмотрим главных героев, как складывались их отношения.
- На ваших столах лежат конверты. Составьте рассказы.
Читаем получившиеся рассказы.
- Попробуйте перевоплотиться в героев. Прочитайте выразительно по ролям отрывок, где говорится о моменте расставания. (стр. 78)
Цитата из книги "Бедная Лиза"
...
- Ребята, что вы почувствовали? (Боль, переживание, показывает свою верность, молиться будет)
- А, ребята, немного отдохнем.
- Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы в лесу летом, где поют соловьи, что вы вдыхаете аромат тех самых ландышей, которые собирала Лиза…
- Нежный аромат цветов... Вдох… Выдох…
- Продолжим нашу работу. Давайте рассмотрим сюжетную линию любви.
- Сначала какие были отношения между влюбленными? (Доверительные, честные. Эраст отправляется в армию. Это его долг. Он любит азартные игры, проиграл свое имение. Вскоре он охладел к Лизе)
Какая разница между ними? (Эраст - дворянин, живет в Москве. Он ведет рассеянную, разгульную жизнь. Он богатый человек, грамотный. У него есть статус, он не работает; Лиза - простая, наивная девушка. Она живет в селе, очень много трудится, не умеет читать и писать)
- Была ли любовь Эраста к Лизе? У Лизы к Эрасту? Докажите примерами из прочитанного текста. (Смысл жизни Лизы в любви к Эрасту)
- Итак, выдержали ли герои испытание? (Эраст не выдержал испытания любовью, и душа его не очистилась от зла)
- Но как ведет себя Эраст после гибели Лизы? ("не мог утешиться и почитал себя убийцею", посещает ее могилу)
- О чем это свидетельствует? (Он раскаивается, приобрел способность к самооценке)
- Что открывают нам слова в конце повести зачитайте: "Теперь, может быть, они уже примирились"? (Речь идет о встрече душ Эраста и Лизы уже после смерти)
- Значит, возродилась душа, была прощена? При каком условии могло произойти примирение? (Только в случае очищения души Эраста, признания им собственных ошибок и заблуждений)
- Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви.
- Что такое это счастье?
- Поддается ли оно контролю?
- Какое счастье пришлось испытать Лизе и Эрасту? (Лизе и Эрасту суждено было испытать минутное счастье, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!)
- А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте еще раз: "А счастье было так возможно…"
- Почему же не состоялось счастье героев?
- Карамзин обвиняет ли своих героев за их "заблуждения"? (Нет, он лишь объясняет поведение)
- Поучает ли автор? (Он пытается вызвать у читателя сопереживание героям. Любовь - это не просто. Светлая, чистая любовь Лизы и Эраста обернулась печалью. Прошла любовь - остались слезы)
- Ребята, как вы думаете, чему учит повесть Николая Карамзина "Бедная Лиза"? (Классическая литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив)
- В конце XVIII века повесть "Бедная Лиза" в России была очень популярна. Вспомните, к какому литературному направлению относится? (к сентиментализму)
- Николай Михайлович Карамзин использовал говорящий пейзаж в своем произведении. А сейчас мы обратимся к творчеству художников.
- Мы сейчас отправимся в условную галерею живописи. Думаю, в живописи чувства передать легче. Давайте посмотрим повнимательнее и скажем, в каких картинах чувства показаны?
- На этой картине какая деталь подчеркивает счастье героев? (Взгяд, есть интерес, внимательность)
- Ребята, а сейчас по прочитанному и проанализированному материалу давайте попытаемся создать свое мнение о героях. Для этого составим синквейн.
Лиза
Бесхитростная, легковерная
Заботится,влюбляется,разчаровывается
Не смогла пережить предательство
Несчастливица
Эраст
Привлекательный, слабовольный
Влюбляется, остывает, предает
Бросает Лизу ради богатства
Предатель
Ваша задача: определить прилагательные к Эрасту и Лизе.
Эраст
Э - эгоистичный
р - рассеянный
а - аккуратный
с - самовлюбленный
т - трусливый
Лиза
Л - любознательная
и - искренняя
з - заботливая
а - аккуратная
- Ребята, о чем заставило задуматься произведение? (На чужих ошибках, получаем ценные уроки жизни, становимся гуманнее и внимательнее по отношению к окружающим)
- В чем актуальность этого произведения сегодня?
Продолжите фразу
- Повесть "Бедная Лиза" помогла мне понять:
- Молодцы, благодарю вас за активную работу на уроке.
- Ребята, желаю вам быть великодушными по отношению друг к другу! (Выставление оценок)
Домашняя работа (на выбор)
Написать письмо герою, в котором нужно выразить свое отношение к нему или нарисовать иллюстрации к повести "Бедная Лиза".