Цель урока:
Задачи:
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку литературы.
- Ребята, вы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей? (принадлежность к классицизму)
- Давайте вспомним основные черты классицизма.
- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г. Белинского, "началась новая эпоха русской литературы".
- Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.
- Давайте запишем тему урока "Русский сентиментализм. Краткий очерк жизни и творчества Н.М. Карамзина. Повесть "Бедная Лиза".
- Сегодня мы познакомимся с биографией Николая Михайловича Карамзина, основными чертами литературного направления – сентиментализм и его повестью "Бедная Лиза", как примером литературного произведения.
- В середине XVIII века в европейской литературе возникает новое направление – сентиментализм.
- Если в классицизме правил рассудок, здесь высшей ценностью провозглашается чувство. Литературные произведения часто пишутся от первого лица, как бы и рассказчика и автора. Это придает прозе сентименталистов лиризм и поэтичность.
- Сентименталисты провозглашали идеи нравственного равенства, естественности, простоты, органической связи с природой.
- Давайте запишем определение.
Сентиментализм – это направление в литературе второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру
- Запишем черты сентиментализма
Основные жанры: дневники, письма, путевые заметки, мемуары, романы, повести.
- Кто же из писателей является яркими представителями сентиментализма?
- Давайте прочтем статью учебника "Сентиментализм" на стр. 84. (Карамзин, Радищев)
- Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.
- Н.М. Карамзин родился 1 декабря 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в селе Знаменское, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем – симбирский пансион
- Вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое университетскому. С 1783 года – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца, отставка. Встреча с И.С. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву.
- Кружок Н.М. Новикова. Особенно подружился молодой Карамзин с литератором А.А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый детский журнал, "Детское чтение для сердца и разума". Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Н.М.Карамзина.
- В 1803 году Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.
- Произведения Карамзина - "Русская истинная повесть: Евгений и Юлия", "Бедная Лиза", " Наталья – боярская дочь".
- Одним из самых ярких произведений сентиментализма является повесть "Бедная Лиза", написанная в 1792 году.
- Давайте посмотрим, как представлены образы главных героев повести. Попробуем дать объяснение поступкам главных героев. При ответе на вопросы обязательно будем пользоваться текстом.
- А перед этим ответим на вопросы, посмотрим, как внимательно вы читали произведение дома.
- Давайте найдем цитаты, характеризующие героев, заполним таблицу.
Лиза |
Эраст |
- Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка. - Бедная, прекрасная, любезная, нежная, услужливая, робкая, несчастная |
Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. |
- Только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры)
Образ Лизы
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? |
Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего». |
- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? - В чем Лиза видит свой долг перед матерью? |
«Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать». |
- Чем занималась Лиза целыми днями? |
Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты. |
- А почему Лизе пришлось работать? |
Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни. |
- Что можете сказать о матери Лизы? - Как, по-вашему, она воспитывала дочь?
|
Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. |
Образ Эраста
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?
|
Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком. |
- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы? |
Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек. |
Взаимоотношения героев
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах? |
«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны». |
- Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить? |
Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив». |
- В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста? |
Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу». |
- Чем закончились отношения героев? |
Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета. |
- Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст? |
Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви. |
- Что означает слово "бедная" в названии произведения? (ответы учащихся)
- Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора?
- Подберите синонимы.
- Слово "бедная" передает читателю отношение к героине автора.
- Какова роль пейзажа в повести?
Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки.
Меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести; картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста; и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж превратился в средство психологической характеристики героев.
- Почему "Бедная Лиза" является произведением, относящимся к сентиментализму?
- Мы сегодня с вами проанализировали произведение Карамзина "Бедная Лиза". А теперь попробуем, опираясь на знания, составить синкейн.
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк
- Выберем любого героя из повести.
Домашнее задание
Читать стихотворение "Осень" Н.М. Карамзина. Ответить письменно на вопрос 3 стр. 103.