Конспект урока литературы 9 класс "Русский сентиментализм. Жизнь и творчества Н.М. Карамзина. Повесть "Бедная Лиза"

Цель урока:

  • знакомство с творчеством Н.М. Карамзина, фактами его биографии;
  • на примере повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными чертами литературного направления – сентиментализм и повестью Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" как примером литературного произведения;
  • способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма;
  • способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку литературы.

Актуализация знаний

- Ребята, вы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей? (принадлежность к классицизму)
- Давайте вспомним основные черты классицизма.

  1. Подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. В основе эстетики классицизма лежит рационализм.
  2. Деление жанров на "высокие" и "низкие".
  3. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
  4. Закон "трех единств". (единство времени, места и действия)

Определение темы урока, целей и задач урока

- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г. Белинского, "началась новая эпоха русской литературы".

- Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.

Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) — русский поэт и литератор эпохи сентиментализмаНиколай Михайлович Карамзин (1766–1826) — русский поэт и литератор эпохи сентиментализма

- Давайте запишем тему урока "Русский сентиментализм. Краткий очерк жизни и творчества Н.М. Карамзина. Повесть "Бедная Лиза".

- Сегодня мы познакомимся с биографией Николая Михайловича Карамзина, основными чертами литературного направления – сентиментализм и его повестью "Бедная Лиза", как примером литературного произведения.

Усвоение новых знаний

- В середине XVIII века в европейской литературе возникает новое направление – сентиментализм.
- Если в классицизме правил рассудок, здесь высшей ценностью провозглашается чувство. Литературные произведения часто пишутся от первого лица, как бы и рассказчика и автора. Это придает прозе сентименталистов лиризм и поэтичность.

- Сентименталисты провозглашали идеи нравственного равенства, естественности, простоты, органической связи с природой.
- Давайте запишем определение.

Сентиментализм – это направление в литературе второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру

- Запишем черты сентиментализма

  1. Интерес к человеческому чувству.
  2. Деление героев на положительных и отрицательных по способности к глубоким переживаниям.
  3. Герой – человек простой, незнатный.
  4. Интерес к богатому внутреннему миру героев.
  5. Литературный язык сближается с разговорным.
  6. Пейзаж – средство психологической характеристики героев

Основные жанры: дневники, письма, путевые заметки, мемуары, романы, повести.

- Кто же из писателей является яркими представителями сентиментализма?
- Давайте прочтем статью учебника "Сентиментализм" на стр. 84. (Карамзин, Радищев)

- Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.
- Н.М. Карамзин родился 1 декабря 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в селе Знаменское, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем – симбирский пансион

- Вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое университетскому. С 1783 года – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца, отставка. Встреча с И.С. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву.

- Кружок Н.М. Новикова. Особенно подружился молодой Карамзин с литератором А.А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый детский журнал, "Детское чтение для сердца и разума". Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Н.М.Карамзина.

- В 1803 году Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.

- Произведения Карамзина - "Русская истинная повесть: Евгений и Юлия", "Бедная Лиза", " Наталья – боярская дочь".
- Одним из самых ярких произведений сентиментализма является повесть "Бедная Лиза", написанная в 1792 году.

Иллюстрация к повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"Иллюстрация к повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"

- Давайте посмотрим, как представлены образы главных героев повести. Попробуем дать объяснение поступкам главных героев. При ответе на вопросы обязательно будем пользоваться текстом.
- А перед этим ответим на вопросы, посмотрим, как внимательно вы читали произведение дома.

  1. Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)
  2. Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)
  3. Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)
  4. Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)
  5. О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)
  6. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе? (5)
  7. Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)
  8. Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)
  9. Почему Эраст должен был жениться на "пожилой богатой вдове"? (поправить свое материальное положение)
  10. Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)
  11. Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

- Давайте найдем цитаты, характеризующие героев, заполним таблицу.

Лиза

Эраст

- Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка.

- Бедная, прекрасная, любезная, нежная, услужливая, робкая, несчастная

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии,  искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. 

- Только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры)

Образ Лизы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего». 

- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

- В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

«Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком,  теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

- Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

- А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

- Что можете сказать о матери Лизы?

- Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

 

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. 

Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. 

Образ Эраста

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

 

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.

- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

Взаимоотношения героев

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

- Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

- В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу».

- Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

- Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

- Что означает слово "бедная" в названии произведения? (ответы учащихся)
- Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора?

- Подберите синонимы.
- Слово "бедная" передает читателю отношение к героине автора.
- Какова роль пейзажа в повести?

Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки.

Меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести; картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста; и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж превратился в средство психологической характеристики героев.

Итог урока. Рефлексия

- Почему "Бедная Лиза" является произведением, относящимся к сентиментализму?
- Мы сегодня с вами проанализировали произведение Карамзина "Бедная Лиза". А теперь попробуем, опираясь на знания, составить синкейн.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк

- Выберем любого героя из повести.

  • Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное. (Любой герой)
  • Вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы.
  • Третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы.
  • Четвертая строка – предложение, выражающая личное отношение автора синквейна к теме.
  • Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы.

Домашнее задание

Читать стихотворение "Осень" Н.М. Карамзина. Ответить письменно на вопрос 3 стр. 103.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!