Конспект урока литературы 9 класс: Роль стихотворения Н. Огарева "Обыкновенная повесть" в судьбе героев рассказа И. Бунина "Темные аллеи"

Данный урок проводится в форме интертекстового диалога.

Так проникая в ткань рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи" стихотворение Н.П. Огарева поможет выявить ту роль, которую оно сыграло в жизни двух главных героев текста Николая Алексеевича и Надежды.

На уроке обучающиеся путем анализа содержательной части стихотворения Огарева и рассказа Бунина придут к выводу о том, что же такое первая любовь в жизни каждого из героев.

Эти размышления над текстами можно затем использовать в качестве жизненного опыта при написании задания 9.3 итогового экзамена по русскому языку в 9 классе.

Цели урока:

  1. Повторение материала об особенностях развития русской литературы первой половины XX века.
  2. Ознакомление с художественными особенностями творчества И.А. Бунина.
  3. Определение роли диалога в тексте рассказа "Темные аллеи".
  4. Выявление с помощью диалога между текстами (прозаическим и стихотворным) индивидуальных особенностей автора в раскрытии темы любви.
  5. Формирование читательской грамотности.
  6. Развивтие навыков анализа художественного текста.

Оборудование и наглядность: проектор, презентация, портрет И. Бунина, тексты стихотворения Н.П. Огарева "Обыкновенная повесть" и рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи".

Ход урока

Приветствие

Эпиграф урока.
- Говоря о русской литературе XX века, можно отметить многообразие жанров и направлений.

Проверка домашнего задания

- Вспомним особенности развития русской литературы первой половины XX века. (Ответы обучающихся)
- Картинка перо и книга: что на ней, какие ассоциации у вас возникают?

- Писатель, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся, писал: "Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке".
- Это последнее желание сбылось: смерть застала Бунина за книгой.
- Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное – найти верный "звук" или верное слово в рассказе И. Бунина "Темные аллеи".

- 1938 г. 20 октября это слово или эти слова были найдены. Они – в заглавии рассказа. Откуда же они взяты? (Из стихотворения Н.П. Огарева "Обыкновенная повесть")
- Cколько лет было бунину, когда он писал этот рассказ? (68 лет)

Чтение стихотворения "Обыкновенная повесть" наизусть подготовленным учеником. (У всех на партах распечатки текста стихотворения).
- Каким образом это стихотворение послужило рождению "Темных аллей"?

Видимо, Бунин был влюблен? Может быть. Не случайно же это произошло. Шла Вторая Мировая война. По воспоминаниям Бунина, его рассказ и появился на свет в результате перечитывания им данного стихотворения Николая Огарева, ставшего автором "Обыкновенной повести" в 29 лет.

Действительно, в этих двух произведениях, созданных молодым Огаревым и достаточно пожившим, зрелым Буниным, прослеживаются аналогии. Да и название бунинской новеллы есть по существу цитата из Огарева: "Стояли темных лип аллеи…")

Суть рассказа: довольно зрелый по тем временам герой-дворянин читает юной крепостной девушке Надежде, своей недолгой возлюбленной, стихи Николая Платоновича Огарева "Обыкновенная повесть" (1842 г.), в которых упоминаются "Темные аллеи" И.А. Бунина (1938 г.)

- Мы попробуем сегодня это выяснить, проведем необычный урок: интертекстовый диалог.

Интертекстовый диалог – это соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла между двумя текстами

В нашем случае: стихотворным и прозаическим. Мы его проведем и узнаем, какова роль стихотворения Н.П. Огарева "Обыкновенная повесть" в судьбе героев из рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи".

В это время 6 человек (слабые ученики) в течение 20 минут пишут тест по формированию читательской грамотности.
- Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ?
- Чем он интересен? Чем привлекает нас?

- Почему рассказ читается буквально на одном дыхании?
- Каковы его герои?
- Можно ли назвать рассказ жизненным?

- Какая общая ситуация объединяет два произведения: рассказ Бунина и стихотворение Огарева из стихотворения Н. Огарева "Обыкновенная повесть" позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей? (Встреча после долгой разлуки)

- Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил ее своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Героев бунинской новеллы, блестящего, но уже старого офицера царской армии, Николая Алексеевича, и его бывшую крепостную, возлюбленную, Надежду, а ныне хозяйку частной гостиницы на тульской дороге, мы застаем за их случайной встречей,состоявшейся спустя 30 лет после разлуки,в избе-трактире.

Физкультминутка

- Как строки стихотворения Огарева "Обыкновенная повесть" вплетаются в ткань произведения Бунина? (Надежда напоминает своему бывшему возлюбленному: "…все стихи мне изволили читать про всякие темные аллеи")
- Какую обыкновенную (пошлую) историю своей жизни рассказывает Николай Алексеевич? (Рассказы, ответы учащихся)

- А как сложилась судьба бывшей крепостной Надежды? (Получила свободу, самостоятельна, предприимчива, независима, ведет дело, уважаема)
- Одинаково ли ощущают себя герои Огарева и Бунина? Главные герои стихотворения "Обыкновенная повесть" - их судьбы и характеры. Стихотворение ведь написано Н. Огаревым в 1842 году!

- В чем вы видите разницу?
- Как ведут себя герои?
- Каковы модели их поведения?

Главные герои стихотворения Н. Огарева

табл
Вывод по таблице: история двух молодых людей пошлая, обычная, обыкновенная для светской молодежи . Они оба – в высшем социальном статусе. Для них это привычно.
Огарев – нет сожаления об утраченном счастье. Бунин – миг счастья не забыт; чувство стыда Николая Алексеевича переходит в очистительное чувство благодарности за лучшие минуты жизни.

- Что же сближает два эти произведения?

Мотив социального различия в любви. У Огарева это светские люди. Для них любовь – один из моментов жизни. То же мы наблюдаем и в образе Николая Алексеевича. А Надежда? Для простой крепостной девушки любовь – светлое чувство. Полюбив однажды, она осталась верна этому чувству и пронесла его через всю жизнь. И всю жизнь помнила те стихи, которые ей читал Николай Алексеевич про какие-то "темные аллеи"… 

Главные герои рассказа "Темные аллеи" - их судьбы и характеры

табл
- Как авторы (Бунин и Огарев) характеризуют любовь? (У обоих возвышенность, поэтичность чувства. Любовь – "легкое дыхание", посетившее мир и готовое в любой миг исчезнуть)

- А что является кульминацией рассказа "Темные аллеи"? (Конечно, это сцена прощания героев)
Чтение эпизода (подготовленным учеником) от слов "Ах, как хороша ты была!... стр. 45 до слов "Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?" стр. 46.

- Как вы думаете, была ли любовь в жизни каждого из героев много лет назад?
- Что это была за история?
- Как каждый из них определил для себя то, что случилось между ними много лет назад, когда они были молоды?

В результате обсуждения приходим к выводу: для Николая Алексеевича его отношения с Надеждой – это обыкновенная повесть, "пошлая" история; для Надежды – неугасимое пламя первой и единственной любви, память о которой она пронесла через всю жизнь. Это была ее настоящая любовь.

Вывод: Поэтому… Надежда поцеловала у Николая Алексеевича руку (обычный жест для русской крепостной бабы в России), и он поцеловал ей руку. (согласимся, что это уже совсем необычный жест)

В нем - мольба героя о прощении, о примирении, признание ранее не признаваемого равенства, нет - смиренное признание ее духовного превосходства над ним, благодарность за лучшие минуты жизни (как ему это теперь ясно) именно с ней, за высоту духа. Он не побежден и раздавлен.

Вот они какие эти "темные аллеи" обыкновенной повести о любви! Такое поведение старинного русского дворянина, ценой страшных ошибок, потерь и разочарований пришедшего к новой жизненной философии в отношении не только женщины, безвозмездно отдавшей ему свои чувства и молодость, а в отношении, в ее лице, и к своему народу, ставит бунинского героя на одно из первых мест в галерее лучших мужских портретов не только литературы русского зарубежья, но и русской классической литературы в целом.

- Слово исследователям! (Подготовленные ученики)

Тема любви в творчестве Бунина

Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов "Темные аллеи".

  • Цикл "Темные аллеи" И. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время Второй мировой войны. Среди них: "Натали", "Ворон", "Визитные карточки", "В Париже" и многие другие. Полностью издан в Нью-Йорке в 1945 году и 2-е (полное) издание в Париже в 1946 году.
  • Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.
  • Образ любви в творчестве Бунина - это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.
  • Любовь в произведениях Бунина - это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
  • Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
  • Любовь у Бунина в некотором смысле преступна - это переступание нормы, выход за рамки обыденности.

Как итог: любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. В его произведениях она несчастная, поруганная, попранная. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.

Слово учителя

Хотя основным чувством в дальнейшем следовании в Петербург остается у Николая Алексеевича мучительное чувство стыда, оно, по своим духовным законам, переходит в очистительное, освобожденное от грязных наслоений жизни чувство благодарности за лучшие, " истинно волшебные минуты" к женщине с таким глубоким и емким именем Надежда.

Поэтому и приходят на память герою по пути к поезду, на тульской дороге, "изрезанной многими черными колеями", любимые им огаревские строки: " Кругом шиповник алый цвел,стояли темных лип аллеи..."

Вывод по уроку: так стихи Н.П. Огарева, перечитываемые зрелым И.А. Буниным, вызвали к жизни прекрасную новеллу, стали частью удивительной истории встречи двух бывших влюбленных русских людей, перевив их судьбы не только шипами страданий, но и алыми цветками истинного, не купленного на деньги, счастья, истории, оставшейся как бы "для людей закрытой", если бы она ни была с таким художественным талантом поведана нам И.А. Буниным.

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Вы, ребята, находитесь сейчас в том возрасте, когда человек познает светлое чувство любви. Подумайте, о чем заставили Вас задуматься герои рассказа Бунина?

Домашнее задание

Опираясь на материалы сегодняшнего урока, на текст рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи" и стихотворение Н.П. Огарева "Обыкновенная повесть", написать сочинение 9.3, раскрывающее смысл понятий (по выбору) "Что такое судьба" или "Что такое любовь".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!