Конспект открытого урока по литературе в 9 классе "Кому повем печаль мою?.."

Тема одиночества в рассказе А.П. Чехова "Тоска".

Цели и задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе;
  • помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения;
  • способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения А.П. Чехова.

Оборудование урока: учебник с текстом произведения, компьютерная презентация, проектор, экран, "словарик чувств" на доске.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие.
Проверка наличия учебника и необходимых для работы на уроке принадлежностей.

Актуализация знаний

Устный портрет писателя со стороны учителя.

- Классик мировой литературы, родившийся в одном из городов Ростовской области, один из самых известных драматургов мира, чьи произведения переведены более чем на 100 языков.
- Его отец - мелкий бакалейщик, впоследствии разорившийся. Мать-купеческая дочь.

- Первое печатное произведение писателя было опубликовано в 1880 году в журнале "Стрекоза".
- Некоторыми из более четырех десятков псевдонимов были "Брат моего брата", "Врач без пациентов".
- Среди множества написанных им произведений такие, как "Человек в футляре", "Хамелеон", "Три сестры", "Вишневый сад". О каком писателе идет речь? (портрет Чехова)

Антон Павлович Чехов (1860-1904) русский писательАнтон Павлович Чехов (1860-1904) русский писатель

Викторина

- А теперь давайте узнаем, насколько хорошо вы знакомы с биографией Антона Павловича.

  1. Кем по профессии был А.П. Чехов? (врач)
  2. Внутренний орган, который отсутствовал у человека из псевдонима Чехова. (селезенка)
  3. Родной город А.П. Чехова. (Таганрог)
  4. То, что, по мнению А.П. Чехова, является сестрой таланта. (краткость)
  5. "Антоша ..." - один из псевдонимов писателя. (Чехонте)
  6. Как звали жену писателя? (Ольга Книппер)
  7. Профессия Ольги Книппер. (актриса)
  8. Животное, судьба которого напрямую зависела от социального статуса его хозяина в одном из произведений А. П. Чехова. (собака, рассказ "Хамелеон")
  9. Какой "лошадиной" фамилией обладал герой одноименного рассказа? (Овсов)

- Какие проблемы затрагивает Чехов в произведениях? (бездуховности, лицемерия, чинопочитания, невежества)

Введение в тему урока

- Давайте определим, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Прочитайте фразу из духовного стиха "Плач Иосифа и быль": "Кому повем печаль мою?"
- Как вы ее понимаете? Обратите внимание на архаизм "повем". Каким современным словом можно заменить?

- Есть ли ответ на этот вопрос? (Неопределенность)
- Этой фразой я предлагаю обозначить тему нашего урока.
- Давайте определим, что нужно повторить, изучить и узнать на уроке? (повторить: приемы создания художественного образа; изучить рассказ Чехова "Тоска"; узнать: проблематику и авторскую позицию, выраженную в рассказе)

Личностная мотивация. Определение целей и задач урока

- Ребята, скажите, были ли у вас в жизни такие ситуации, когда хочется рассказать о чем-то, поделиться тем, что на душе, а некому? Почему иногда не получается найти такого человека? (не интересно, думают о своем, игнорируют сознательно, не хотят)
- То есть проявляют равнодушие.

- А с чем у вас ассоциируется слово "равнодушие"?

  • по цвету;
  • по форме;
  • по вкусу.

Выявление первичного восприятия произведения

- Итак, вы прочитали рассказ Антона Павловича Чехова "Тоска". Какое впечатление он на вас произвел? Какие вызвал эмоции? (ответы учащихся)
- Какие слова оказались непонятными?

  • козлы - сиденье для кучера;
  • почин - начало какого-либо дела;
  • седок - пассажир.

Анализ произведения А.П. Чехова "Тоска"

- Каково лексическое значение слова "тоска"?
- Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

Тоска
1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

- В каком значении использовано это слово в рассказе?
- Из синонимов к этому слову, которые вы видите в словарике чувств на доске, почему писатель выбрал именно "тоска"? (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность)

- Каково начало рассказа? Зачитайте. ("Снег, сумерки, зажженные фонари. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки")
- Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер? (На душе становится сумрачно, холодно и одиноко)

- Какова роль данного пейзажа? (передает внутреннее состояние героя)
- Что мы узнаем о главном герое?

- Смерть сына легла огромной тяжестью на его душу. Каким сделало его горе? Прочитайте внешнюю характеристику героя.

"Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только можно согнуться живому человеку, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег".

- Обратите внимание, что лошадь тоже бела и неподвижна, она является как бы продолжением своего хозяина. А о чем думает каждый из них?

"Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать..."

- Как давно умер сын Ионы? (почти неделю назад)
- Сколько раз он пытается пересказать седокам историю его гибели? (3)
- Давайте вспомним, кто же эти люди, которым Ионы пытается раскрыть душу? (запись на доске)

  1. Военный.
  2. Трое молодых людей. (горбач)
  3. Дворник.
  4. Молодой извозчик.

Работа в группах

- Выпишите реакцию собеседников на попытку Ионы поделиться своим горем: 1 ряд - военный, 2 - горбач, 3 - молодой извозчик.
- Какая черта объединяет всех этих людей? (равнодушие)
- Ребята, скажите, а почему только главный герой наделен именем, все же остальные персонажи безымянны?

- Как описаны люди? Какой прием использует автор? (Повтор: сын помер - от чего?… поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - … Назначение лексического повтора - заострить внимание на несчастье возницы)

- Итак, сделаем вывод:

Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

- Что в этом рассказе является лейтмотивом? (основная тема, деталь, которая пронизывает все произведение, повторяется и подчеркивается автором – смерть сына)
- Что испытывал Иона?

"Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила(м), но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу(м), что ее не увидишь днем с огнем..."

- С помощью какого приема передано душевное состояние Ионы? (гипербола - метафора)
- Когда же наступает кульминационный момент? (В конце, когда он изливает душу лошади)
- Что вы испытываете, перечитывая этот фрагмент?

- В конце рассказа они снова вместе, но теперь и тоска одна, и мысли сходные - о детях.
- У Чехова даже женский род играет свою роль, и лошадь вместо коня выбрана совсем не случайно: когда-то Иона заметил, что "с бабами говорить еще лучше, и вот теперь разговаривает с лошадью.

- Итак, получается, что бессловесное, молчаливое животное гораздо человечнее человека. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить душу. В нем найти родственную душу.
- Вернемся к началу урока. Фраза, которой мы обозначили тему урока, является эпиграфом к рассказу. Какие чувства и мысли Чехова эта фраза передает?

- Почему рассказ назван "Тоска"?
- О чем же рассказ? (автор показал жестокость мира, в котором человеку одиноко, не может найти понимания. Ведь Иона ничего от людей не требует, а просто человеческого внимания, сочувствия)

- Скажите, изменилось ли что-нибудь в нашем мире? Современен ли рассказ Чехова?
- Какие чувства испытали вы сегодня на уроке в ходе работы над рассказом Чехова. Расскажите о том, чем вы хотели бы поделиться с автором?

Рефлексия

- Ребята, мне хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Заштрихуйте одну часть круга.
- На обратной стороне нарисуйте шкалу с пятью делениями. Поставьте точку на цифре, которой вы оцениваете свою работу на уроке.

Домашнее задание

Чтение: И. А. Бунин "Темные аллеи".

Размер:
21.57 Kb
Скачали:
16