Философские мотивы лирики Пушкина А.С.

Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина (пушкинская поэзия мысли) поднимает следующие вопросы:

  • смысла жизни, жизни и смерти, смены поколений, итога жизни человека, духовных ценностей, которые одно поколение передает другому;
  • вечного обновления и торжества жизни, свободы человека, единения человека и природы, борьбы света и мрака и другие.

«Анчар»

Глубоким обобщением этой проблемы свободы в художественных образах явилось стихотворение «Анчар» (1828). «Анчар» - одно из высших достижений мировой поэзии, где сила и глубина мысли соединились предельной сжатостью словесного выражения. Черновая рукопись «Анчара» имеет точную дату написания: «9 ноября. 1828. Малинники».

Так А. Пушкин обыкновенно делал с особенно важными для него произведениями, как бы закрепляя их внутреннюю связь со временем. Написанное в 1828 году стихотворение впервые было напечатано лишь спустя четыре года. Так А. Пушкин поступал с произведениями, особенно близко соотносившимися с действительностью. Стихотворение, несомненно, отражает определенные стороны этой действительности.

По своей обобщенности оно неизмеримо шире и глубже прямых и непосредственных соответствий, поэтому отдельные опыты по раскрытию внутренней связи «Анчара», например с кругом проблем, лежащих в основе «Ответа Катенину» (10 ноября 1828 г.), вызванные непосредственной близостью их написания, при всем значении для характеристики отдельных сторон обоих стихотворении едва ли в состоянии наметить пути к осмыслению «Анчара» во всей сложности его соотношений с действительностью.

В пушкиноведческой литературе намечен большой перечень писателей, из произведений которых Пушкин мог почерпнуть сведения о ядовитом дереве, растущем на острове Ява.

Кроме этих, чисто литературных источников, названо значительное количество и специальных научных трудов, откуда А. Пушкин также мог извлечь нужные для него данные Погоня за «источниками», девять десятых из которых к тому же не имеют никаких точек соприкосновения с пушкинским стихотворением, только запутывала существо дела, так как, увлекая исследователей на путь новых и новых поисков, уводила их от самого предмета: исследования - стихотворения А. Пушкина.

По-видимому, вопрос об источнике фактических данных пушкинского стихотворения может считаться решенным в пользу сокращенного русского перевода статьи Фурша. Аргументируя возможность знакомства А. Пушкина со статьями, затерянными на страницах основательно забытых в пушкинское время журналов XVIII века Д.Д. Благой пишет:

«Более чем вероятно, что Пушкин при его неизменном интересе к русской литературе и периодике XVIII века мог прочесть эту заметку в «Детском чтении» или в «Музе»; но если он познакомился с сообщением Фурша и через западноевропейскую прессу (французские или английские журналы), это ничего не меняет по существу».

АнчарАнчар

Посмотрим, как проясняется этот замысел в работе А. Пушкина над стихотворением. Пустыня сначала была названа «мертвой и глухой», затем — «тощей и глухой», то есть совершенно безжизненной. Но поэт меняет эпитеты: «чахлой и скупой». И эти определения обнаруживают слабое присутствие жизни, искажение ее. В «портрете» анчара убираются все детали, способные приблизить его к поэту или читателю:

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Неограниченная власть одного человека над другими оказывается гибельной не только для «белого раба», но и для соседей князя.

Природа Африки моей

Его в день гнева породила

И жилы мощные корней

Могучим ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору

Благоуханною смолою

В окончательном варианте князь посылает раба не «властным словом», а «властным взглядом». Презрение к жертве усилено, власть не удостаивает ее оправданием. «Властный взгляд» - столь емкий образ, что он затемняет прежние определения. Раб в черновиках назван «смелым», «верным», он в путь «потек безумно».

В окончательном тексте раб «бедный», он вызывает сочувствие, но лишен воли («послушно в путь потек»), лишен голоса даже в предсмертном отчаянии. Стрелы, яд для которых добыт рабом, в окончательном тексте наделены родственным ему эпитетом «послушливые», в черновиках — «губительные», «догадливые», то есть опять-таки обладающие активными качествами.

Основной образ второй строфы - образ нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери. В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева». В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо - ведьма - в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит.

Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья. Этот образ возникает за строчками второй строфы: «Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение.

У А. Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной. Последующие три строфы рисуют образ анчара. Они развертывают тему одиночества. Анчар враждебен всему в природе:

К нему и птица не летит

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

Слово «птица» в оценочном отношении нейтрально, но «тигр» устойчиво связывается с идеей хищничества; переход от птицы к тигру дает нарастание зла: даже злое в природе убегает от анчара. Он не только одинок — он источник зла, активный его создатель. Стихии природы, приходя с ним в соприкосновение, делаются разрушительными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название «вихорь черный» и, пролетая мимо него, становится носителем зла. Особо следует задержать внимание на слове «тлетворный».

Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня - тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие - это эпидемия чумы.

Сложнее образ раба. Он, бесспорно, вызывает наше сочувствие. Эпитет «бедный», выразительная картина: «И пот по бледному челу / Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотической воли князя. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла.

А. С. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла. Эта мысль связывает «Анчар» с предшествующими стихотворениями А. Пушкина и несет в себе идею возмущения против зла.

Как мы уже отмечали, «Вакхическая песня» заканчивается словами «Да скроется тьма!» Характерно, что хотя действие «Анчара» развертывается в пространстве пустыни и постоянно упоминаются жар, зной, безводность, во всем стихотворении нет слов «солнце» и «свет». Свет и солнце для А. Пушкина несовместимы со злом и рабством, зато образы тьмы в стихотворении мелькают: «вихорь черный», «лист дремучий». Мы уже говорили, что «Анчар» — одно из самых мрачных стихотворений А. Пушкина, но и оно несет в себе надежду на возможность света. 

«Песнь о вещем Олеге»

Центральной темой, поднятой Александром Сергеевичем в стихотворении, является, безусловно, рок и предопределенность Олег, живущий в блеске славы и готовый к битве, к прямому столкновению с чем угодно, получает предостережение от «кудесника», якобы наделенного пророческим даром (и явно отождествляемого Пушкиным с самим собой, поэтом).

Кудесник заставляет его опасаться ценности, которая есть у Олега в жизни - друга, верного боевого соратника, коня, который не раз выносил князя целым и невредимым с полей сражений. Но собственная жизнь дороже, и Олег пытается избежать предсказанного, убив животное.

На короткий миг кажется, что надежда есть, но в конце все приходит к тому, что и было предначертано: Олег отправляется навестить кости своего коня, из черепа, потревоженная князем, выползает змея и жалит его. Князь умирает от яда, признав, что спрятаться от собственной судьбы у него не получилось.

Вещий ОлегВещий Олег

Тема предопределенности, звучащая в легенде, кажется читателю не столь трагичной. Олег - внушительная, масштабная, но все же очень далекая от нас фигура, скорее мифологическая, чем реальная. И поэтому не ведающая преград судьба не так сильно задевает наши чувства, оставляя возможность восхититься драматическим поворотом событий и красотой истории.

Наряду с темой рока, в произведении есть и другая, не менее важная - тема поэта-кудесника, прорицающего, видящего будущее, говорящего правду и не боящегося последствий своих слов. Строка «Волхвы не боятся могучих владык» стала отражением мировоззрения самого Александра Сергеевича, мечтавшего о свободе России.

Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад - лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Пушкин мастерски использует особенности языка для воссоздания атмосферы эпохи, он соблюдает певучий ритм, чему немало способствует размер, которым написана «Песнь» - амфибрахий, активно применяет устаревшую лексику. 

«К морю»

По своему построению – это лирический монолог, разговор поэта с морем. Принцип лирического монолога, к которому нередко прибегает Пушкин, близок ему. Жанр творения «К морю» - это философическая элегия. В основе её лежат переживания самого поэта.

Проводя анализ стихотворения «К морю» А.С. Пушкина, можно заметить, что основная тема поэтического произведения «К морю»— тема взаимодействия личности и общества, свободны и угнетения человека, проблемы взаимоотношений индивида и власти.

Развитие лирической темы не идёт по нарастающей, оно вообще не подчинено четкой логической схеме. Герои, темы, образы «появляются на сцене» один за другим, ассоциируясь с образом моря, всегда своенравного и «прихотливого».

Образ моря – это символ ничем не ограниченной свободы, которая дана природой, а не человеком. Созерцание морского величия наводит Пушкина на мысль о двух серьёзных личностях. В них есть что-то общее. Это Байрон и Наполеон. Своим непокорным, грандиозным духом, они в чём-то схожи и с морской стихией. Присутствие Байрона и Наполеона в этом произведении – не лирическое отступление, а сознательный шаг, усиливающий первоначальный замысел работы. Два человека, испытавшие серьёзные взлёты в своей жизни, не изменили ход мировой истории. И что впереди? Уход великих людей, собственные переживания поэта, чувство зависимости от власть имущих, невозможность распоряжаться своей судьбой – все это заботило А. Пушкина.

Завершает своё творение А. Пушкин на оптимистической ноте. Он обещает сохранить «торжественную красу» моря, перенести её в «пустыни молчаливы. На что это похоже? На клятву верности свободной стихии, идеалам юности и свободы.

Стихотворение «К морю» характеризует А. Пушкина как певца свободы человека. Эта элегия многогранна и многопланова, она показывает особенности эпохи и раскрывает думы и чаяния поэта. 

«Погасло дневное светило...»

Главная тема произведения - это философские размышления героя об изгнании, его тоска о молодых летах. Поэт в своем стихотворении написал, что герой «убежал» из столь милых его сердцу краев. На самом деле поэт вовсе не сбегал, а попав в немилость императора, был отправлен в ссылку. Но бегство героя - это отголосок течения романтизма.

Произведение можно условно поделить на три части, о чем нужно рассказать в анализе стиха «Погасло дневное светило». Они разделены повтором про шум паруса и морское течение. Первая часть является вступлением, лирической зарисовкой образа героя. Эти строки отличаются торжественностью и напевностью. В следующей части раскрывается внутренний мир героя, его переживания и мысли об оставленных родных краях. В третьей же части он задумывается о том, что ждет его впереди.

И эти мысли перекликаются с его воспоминаниями о прошлом, его отечестве. Герой вспоминает, как он впервые полюбил, как страдал, как проводил молодые годы. А. Пушкин печалится о том, что ему пришлось расстаться со своими близкими. Главная мысль этих философских размышлений - это осознание и принятие своего прошлого и неизвестность будущего. Любовные порывы не исчезли в душе героя, они являются его стержнем, основой, который не может поколебать никакая ссылка. 

«Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»)

«И путник усталый на Бога роптал…» представляет собой девятое, заключительное стихотворение цикла «Подражания Корану», написанного в 1825 году. А. Пушкин, опираясь на русский перевод М. Веревкина, вольно переложил фрагменты сур, то есть глав Корана. Жанр - притча.

Цикл А. Пушкина «Подражания Корану» представляет собой не просто отдельные, хотя и взаимосвязанные между собой эпизоды из жизни пророка, но важнейшие этапы человеческой судьбы вообще.

Завершающее стихотворение цикла «И путник усталый на Бога роптал…» носит явно притчевый характер, и сюжет его достаточно прост. «Путник усталый» томится от жажды, вызванной зноем пустыни, сосредоточен на своих физических страданиях. Он «ропщет» на Бога, потеряв надежду на спасение, и не осознает Божественного вездеприсутствия, не верит в постоянную заботу Творца о своем творении.

Когда герой уже совсем теряет веру в спасение, он видит колодец с водой и жадно утоляет жажду. После этого он засыпает на долгие годы. Проснувшись, путник обнаруживает, что по воле Всевышнего спал долгие годы и стал стариком.

В этом стихотворении А. Пушкин использует мифологический сюжет «смерти - возрождения», за счет чего оно носит обобщающий характер. Путник воспринимается как человек вообще. Его «смерть» и «воскресение» символизируют жизненный путь человека от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму. Таким образом, «воскресение» героя трактуется, прежде всего, как духовное возрождение. 

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»)

Стихотворение было написано А.С. Пушкиным в 1830 году. Жанр произведения обозначен в заглавии, стиль — романтический. Стихотворение относится к философской лирике.

Композиционно оно состоит из двух частей. Первая часть — поэтический анализ прошлого и взгляд в будущее. Здесь поэт также использует антитезу: в прошлом было все — грусть и веселье. Но веселье закончилось, юность с ее безумствами ушла безвозвратно, оставив после себя лишь «смутное похмелье». Печаль же прошлая по-прежнему жива в душе лирического героя. Поэтому в голосе его звучат тоскливые ноты.

Он пробует заглянуть в будущее, но оно — уныло и мрачно, исполнено трудов, которые, кажется, не дадут должного удовлетворения. Лирический герой смотрит вперед с тревогой, душой его владеет тоска, отчаяние, он предчувствует горе, думает о смерти. Словом, мироощущение героя здесь вполне укладывается в рамки, предписанные жанром романтической элегии.

Однако во второй части стихотворения антитеза «умирать — жить» снимается благодаря выбору героя: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Реальная жизнь оказывается шире, богаче и многообразнее романтического сознания. Наряду со страданием, она включает в себя и наслаждение, и гармоничное состояние души, и творческие порывы, и любовь. В финале стихотворения лирический герой вновь вспоминает о смерти, но он примирен с жизнью: любовь, по мысли его, — это высшее проявление жизни. 

«Вновь я посетил...»

Стихотворение делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, поскольку настоящее напоминает об ушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстро текущем времени, смене и преемственности поколений.

Дом Пушкина в МихайловскомДом Пушкина в Михайловском

Это стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт А. Пушкина. Здесь поэт поднимает вечные темы: жизни и смерти, связи природы и человека.

Идейный смысл стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также в связи разных поколений, эпох человеческой жизни. Только тот, кто сможет понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, в силах ответить для себя на вопрос о смысле человеческой жизни, ценить и любить жизнь.

В финале лирический герой приветствует новые поколения, которые олицетворяет молодая роща («Здравствуй, племя младое, незнакомое!»). В его словах звучит легкая грусть. 

«Бесы»

«Бесы» - одно из самых известных детищ А. С. Пушкина, написанное 7 сентября 1830 года в Большом Болдино. Произведения этого периода отличаются глубиной поэтического и философского смысла. «Бесы» же справедливо относят к вершинам философской лирики писателя.

Написаны «Бесы» октавой или восьмистишьем. Литературное направление – романтизм. Жанрово можно отнести к лирической балладе и философской лирике. Композиция - симметрично кольцевая благодаря троекратному повторению одного и того же четверостишья в начале каждой из частей произведения.

Путники, сбившиеся с пути – это русский народ в поисках лучшей, счастливой жизни. Правящая элита – бесы, закрывающие людям доступ к знанию, к свободе. Они устраивают простым людям козни, усложняя им жизнь, заставляют переживать унижение, страх и обиду. Сердце главного героя, жаждущего для народа лучшей жизни, мучается при виде праздности высшего света.

Он понимает, что высший свет – это «игра бесов», которые готовы погубить кого угодно забавы ради. Лирический герой – изгой, который поневоле принадлежит правящей касте, но не хочет более соприкасаться к ней, зависеть от нее.

Размер:
22.47 Kb
Скачали:
13

Метки к статье: литература, 9 класс