Цели урока:
Урок направлен на привитие общечеловеческих ценностей, таких как жалость, сострадание, любовь, милосердие, готовность помочь.
Ключевые слова и понятия: любовь, вражда, ненависть, примирение.
Предшествующие знания: учащиеся на предыдущих уроках познакомились с жанром "роман в письмах", научились отличать его от произведений других жанров.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.
Приятного вам учебного дня!
- Ребята, сегодняшнее занятие хочется начать вот с этих строк. (Прослушивание аудиозаписи: И. Смоктуновский читает вступление к роману)
- В какой части романа помещены эти строки? Почему? (ответы учащихся)
- Когда-то Достоевский и сам был потрясен публикацией в некрасовском "Петербургском сборнике", и жадно ловит отклики других потрясенных: "Сунул же я им всем собачью кость! Пусть грызутся - мне славу дурачье строят".
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- В качестве домашнего задания к предыдущему уроку вам было предложено составить фишбоун с описанием жилища Макара Девушкина. (Деятельность обучающихся)
Стратегия "Цепочка ассоциаций"
- По цепочке проговорите, какие ассоциации вызывает у каждого из вас слово "человек".
- А теперь внимание, посмотрите на экран.
... Они, злодеи-то мои, говорили, что даже и фигура моя неприличная, и гнушались мною, ну, и я стал гнушаться собою; говорили, что я туп, я и в самом деле думал, что я туп, а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную, так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других;
что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек…
Прогнозирование учащимися темы урока
- Для продолжения следующих видов работы вам необходимо разделиться на группы.
Стратегия "Письмо герою"
Критерии оценивания:
Дескриптор № 1
- пишет письмо главному персонажу;
- характеризует литературный образ, анализируя его поступки.
ФО "Аплодисменты"
(В процессе интеграции внедрена ценность ненасилия)
- Скажите, какие чувства рождает у вас образ главных героев?
- Чувства жалости и сострадания?
- Почему? (Потому что главные герои лишены в жизни материальных благ. И это обстоятельство лишает их личного счастья…)
Стратегия "Рисуем персонажа"
- Нарисуйте героя и запишите внутри рисунка, то что представляет внутренний мир персонажа, а снаружи-то, каким его видят окружающие.
- Постарайтесь передать в рисунках и словах душевное состояние героев.
Дескриптор
Стратегия "Диаграмма Венна"
- Душевное состояние героев.
Критерии оценивания: анализирует систему образов.
Дескриптор:
ФО Большой палец"
- Внимательно подумайте и напишите на стикерах о том, какие впечатления вызвал у вас сегодняший урок, укажите какой вид работы вам наиболее понравился или не понравился.
- Прикрепите стикеры на плакат.