Открытый урок литературы 9 класс "Сравнение образов "маленького" человека, созданного Достоевским и Гоголем"

Цели урока:

  • понимать художественное произведение, проводить анализ системы образов;
  • закреплять свое представление с помощью диаграммы Венна;
  • сопоставлять художественное произведение с произведениями других видов искусства.

Урок направлен на привитие общечеловеческих ценностей, таких как жалость, сострадание, любовь, милосердие, готовность помочь.

Ключевые слова и понятия: любовь, вражда, ненависть, примирение.

Предшествующие знания: учащиеся на предыдущих уроках познакомились с жанром "роман в письмах", научились отличать его от произведений других жанров.

Ход урока

Приветствие

Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.
Приятного вам учебного дня!

- Ребята, сегодняшнее занятие хочется начать вот с этих строк. (Прослушивание аудиозаписи: И. Смоктуновский читает вступление к роману)
- В какой части романа помещены эти строки? Почему? (ответы учащихся)

- Когда-то Достоевский и сам был потрясен публикацией в некрасовском "Петербургском сборнике", и жадно ловит отклики других потрясенных: "Сунул же я им всем собачью кость! Пусть грызутся - мне славу дурачье строят".
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Проверка домашнего задания

- В качестве домашнего задания к предыдущему уроку вам было предложено составить фишбоун с описанием жилища Макара Девушкина. (Деятельность обучающихся)

Актуализация знаний

Стратегия "Цепочка ассоциаций"

- По цепочке проговорите, какие ассоциации вызывает у каждого из вас слово "человек".
- А теперь внимание, посмотрите на экран.

... Они, злодеи-то мои, говорили, что даже и фигура моя неприличная, и гнушались мною, ну, и я стал гнушаться собою; говорили, что я туп, я и в самом деле думал, что я туп, а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную, так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других;

что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек…

Прогнозирование учащимися темы урока

- Для продолжения следующих видов работы вам необходимо разделиться на группы.

Изучение нового материала

Стратегия "Письмо герою"

Критерии оценивания:

  • сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства;
  • характеризует специфические средства создания образов в разных видах искусства.

Дескриптор № 1

- пишет письмо главному персонажу;

- характеризует литературный образ, анализируя его поступки.

ФО "Аплодисменты"

Интеграция с уроком самопознания

(В процессе интеграции внедрена ценность ненасилия)
- Скажите, какие чувства рождает у вас образ главных героев?

- Чувства жалости и сострадания?
- Почему? (Потому что главные герои лишены в жизни материальных благ. И это обстоятельство лишает их личного счастья…)

Освоение изученного материала

Стратегия "Рисуем персонажа"

- Нарисуйте героя и запишите внутри рисунка, то что представляет внутренний мир персонажа, а снаружи-то, каким его видят окружающие.
- Постарайтесь передать в рисунках и словах душевное состояние героев.

  • 1 группа: А.А. Башмачкина
  • 2 группа: М.А. Девушкина

Дескриптор

  • анализирует внутренний мир героя;
  • делится впечатлениями;
  • оценивает действия персонажа.

Стратегия "Диаграмма Венна"

- Душевное состояние героев.

Критерии оценивания: анализирует систему образов.

Дескриптор:

  • характеризует персонажей;
  • сравнивает персонажей;
  • находит различия и сходство.

ФО Большой палец"

Рефлексия "Чемодан, мясорубка, мусорное ведро"

- Внимательно подумайте и напишите на стикерах о том, какие впечатления вызвал у вас сегодняший урок, укажите какой вид работы вам наиболее понравился или не понравился.
- Прикрепите стикеры на плакат.

Размер:
22.55 Kb
Скачали:
9