Конспект урока русского языка в 9 классе "Художественные особенности портретного очерка. Шаляпин и Казань"

Цели урока:

  • закрепить представление об очерке как литературном жанре;
  • познакомить учащихся с особенностями портретного очерка, его композицией, используемыми в нем типами речи и языковыми средствами;
  • формирование умения создавать свой текст.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебное пособие под редакцией Н.А. Сениной "Подготовка к ОГЭ"

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку.

Актуализация знаний

- Что такое очерк?

Очерк - один из распространенных публицистических жанров. Темой очерка является общественно-значимый факт. В нем рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях; изображаются достоверные события и факты реальной жизни

- Очерк бывает документальный и художественный.
- Характерные черты очерка. (Документальность, логичность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь)
- В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия.

Виды очерков:

  • Путевой.
  • Проблемный.
  • Портретный.

Портретный очерк

- Что такое портрет?

Портрет - изображение человека на картине, фото

В центре портретного очерка - человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый.

Формирование новых знаний и способов действий

- Послушайте музыкальный фрагмент. Кто исполнитель? (Презентация. "Вниз по матушке по Волге". Ф.И. Шаляпин)

Федор Иванович Шаляпин (1973 - 1938) - русский певец (бас-баритон)Федор Иванович Шаляпин (1973 - 1938) - русский певец (бас-баритон)

- Что вы о нем знаете? (Спектакли юбилейного ХХХ Международного оперного фестиваля имени Ф.И. Шаляпина, который проходит в Казани с 1-го по 17-е февраля на сцене Татарского гос. Театра оперы и балета им. М. Джалиля)

- Все художники испытывали влияние Шаляпинского творчества. (Ведь он сам добился этих высот)
- Шаляпина рисовали и писали часто. Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов-Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов.

- О портрете Ф. И. Шаляпина работы писали и пишут чаще. Почти единодушно мнение критики о том, что портрет этот лучший среди всех портретов, написанных Б.М. Кустодиевым, среди портретов Шаляпина, написанных разными художниками. Первым, кто дал высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Он купил портрет и не расставался ним до конца жизни.

Краткое сообщение учителя о художнике Б.М. Кустодиеве. (Написал картину "Портрет Ф. И. Шаляпина" в 1921 году)

"Портрет Ф. Шаляпина" (1921 г художник Кустодиева Б.М.)"Портрет Ф. Шаляпина" (1921 г художник Кустодиева Б.М.)

Работа по картине Кустодиева Б.М. "Портрет Ф. И. Шаляпина"

- Что изображено на картине?

На фоне яркого пейзажа, изображающего ярмарку, стоит огромная, подавляющая все своим размером фигура Шаляпина. У ног его любимый бульдог (мопс) Ройка. Кипит веселый праздник широкой масленицы. Повсюду оживленная толпа, убранный чистым снегом русский город. Позади артиста и значительно ниже его, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека-мужчина и две девочки.

Все трое замедляют шаги и с восхищением и любопытством снизу вверх взирают на артиста, как нечто недосягаемое. За ними извозчик придерживает лошадь, видимо, по требованию седока, и тоже удивленно воззрился на невиданного барина.

- Почему художник изобразил певца возвышающимся над праздничным гуляньем?

Центром, вершиной всего этого мира является человек, в котором широта, размах, талантливость, жизнелюбие русского народа сказались с огромной полнотой. Ярмарочное веселье-своеобразный рассказ о творчестве певца, о его биографии- биографии артиста, прошедшего огромный путь от ярмарочных театриков до лучших оперных сцен мира.

Он показал неразрывную связь артиста с народом: в этом круговороте веселья Шаляпин свой в родной ему стихии. Перед нами как бы проходит вся жизнь артиста, портрет невольно заставляет задуматься над судьбой Шаляпина, над судьбой России.

- Настроение? Цветовая гамма? С чем это связано?

Яркие, богатые краски. Отливал розовым снег, испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор, "мигали", вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами многочисленные снующие фигуры. Настроение радостное, праздничное; настоящее ярмарочное веселье.

Знакомство с фрагментом из очерка В. Липатова об известном русском живописце Б.М. Кустодиеве. Во фрагменте, с которым мы познакомимся, рассказывается о создании художником картины "Портрет Ф.И. Шаляпина" (1921 г.)

Фрагмент из очерка В. Липатова

"В портрете-картине художник изобразил и свою страну детства. Пестрый астраханский мир. Страна детства была родной и Шаляпину. Тому ничего не стоило, например, придя в гости, встать на четвереньки и медведем зарычать на перепуганную собаку... Артист приходил к Кустодиеву, они вспоминали Волгу, которую любили трепетно и на которой выросли, певали волжские песни.

Замечали в Шаляпине особенную нежность, когда он заговаривал о художнике. Был он верным товарищем: таская немощного на руках с четвертого этажа, добывая машину, привозил в театр и снова, на руках - в ложу...

Сам приход Шаляпина - праздник для художника. Врывался огромный, распашистый, насыщенный музыкой и красками мир...

Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идет-гудит.

Репин хотел написать Шаляпина барином. Он и здесь смотрится барином, нет, скорее вельможей, вельможей от искусства, владыкой сцены. А присмотришься повнимательнее: это же Федька Шаляпин из казанской Суконной слободы. Хоть и поднялся высоко, а опасается... Не в свои сани забрался, вдруг что - и пойдет кувырком...

Только представляется вельможей. А стряхнет с плеч шубу, грянет "Дубинушку" - и толпа на снегу замрет, восхищенная... Ай да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец!"

Работа по тексту

- Что узнаем о Шаляпине из очерка?

Озорной человек, любил свою Родину, верный товарищ, творческий, человек, человек искусства, нетерпеливый, энергичный, настоящий русский барин, который поднялся из самых низов, талантливый певец, целеустремленный, весь отдается искусству, знает себе цену, цену своему таланту, но иногда неуверенный в себе.

Вывод: В. Липатов помогает своему читателю увидеть, узнать певца, понять его самобытность, составить представление о его человеческих нравственных принципах.

- Как автор очерка относится к своему герою? (С симпатией, любуется им, восхищается)

- Какими языковыми средствами достигается выразительность очерка?

  • Сравнения: "Играл с куклами, как ребенок" - сравнит. оборот, "медведем зарычать", "написать Шаляпина барином", "смотрится вельможей", от "песенной хмели".
  • Метафоры: "Страна детства", "вельможа от искусства", "владыка сцены".
  • Эпитеты: "Пестрый мир", "распашистый мир", "человек творящий", "душевная щедрость", "любили трепетно", "неспокойное напряжение", "восхищенная толпа", "неистовее завертится", "помчат резвее", "искрометнее засверкает".
  • Олицетворение: "Праздник идет-гудит", "шумит масленица".
  • Просторечная, народная лексика: "певали", "встать на четвереньки", "распашистый мир", "идет-гудит", Федька Шаляпин, "опасается", "стряхнет", "грянет "Дубинушку", "дрогнет".
  • Элементы фольклора: "Ай да силушка!", "Ай да молодец-удалец!".
  • Пословица: "Не в свои сани забрался…"
  • Анафора: "Ай да Шаляпин!", "Ай да силушка!", "Ай да молодец-удалец!"
  • Синтаксический параллелизм: "Себя ли слушает? На жизнь свою озирается?"

- Почему? (Подчеркивает народные истоки в биографии артиста, прошедшего огромный путь от ярмарочных театриков до лучших сцен мира. Показывает неразрывную связь артиста с народом. Судьба Шаляпина-судьба русского народа, судьба России)

Формирование умений и навыков

- Важную роль в обрисовке героя очерка играет описание внешности героя. (психологический портрет)
- Какой тип речи используется? (Описание - какой?)
- Часть речи, синтаксические конструкции? (Сказуемые-простые глагольные и составные именные; согласованные и несогласованные определения; сравнения-простые и развернутые, обособленные определения, приложения, а также СПП с придаточными определительными)

Подготовка к ОГЭ

  1. Замените разговорное слово "грянет" в предложении "А стряхнет с плеч шубу, грянет "Дубинушку"-тогда-то сойдет с шаляпинского лица неспокойное напряжение…" стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  2. Выпишите грамматическую основу предложения "Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой". Определите тип сказуемого
  3. Среди предложений 1-го абзаца найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите тип придаточных 2 мин.

Задание

Опишите внешность артиста. Вглядитесь в лицо Шаляпина, оцените его позу, поворот головы, одежду. (Самостоятельная работа учащихся с использованием карточки-помощника)

Карточка-помощникКарточка-помощник

Подведение итогов урока. Рефлексия

Составление синквейна на тему "Очерк".

Образец:

  1. Очерк.
  2. Портретный, психологический.
  3. Рассказывает, знакомит, напоминает.
  4. Очерк - это жизнь человека.
  5. Память.

- Из каких составных частей состоит портретный очерк?

  • Описание внешности героя.
  • Рассказ о его деле, профессии, творчестве.
  • Отдельные факты биографии.
  • Описание особенностей характера героя, его речи.
  • Эпизод или (несколько эпизодов), раскрывающих в герое главное.

Домашнее задание

Написать портретный очерк. Озаглавить.

Размер:
23.87 Kb
Скачали:
5