Урок литературы "После бала" Л.Н. Толстого: анализ, проблематика и прием контраста

Рассказ Льва Николаевича Толстого "После бала" входит в школьную программу и помогает ученикам понять, как жизненный случай способен полностью изменить судьбу человека.

На этом уроке школьники исследуют систему образов, анализируют контраст между балом и сценой экзекуции и делают нравственные выводы о личной ответственности за свои поступки.

Cветлый бал с танцующими парами и мрачная зимняя улица с солдатамиCветлый бал с танцующими парами и мрачная зимняя улица с солдатами

Ход урока

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Учащиеся готовятся к работе.

Актуализация знаний

Учитель предлагает вспомнить биографические факты о Толстом, связанные с замыслом рассказа (история с братом Сергеем Николаевичем), и основные события произведения.

Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают ключевые эпизоды и персонажей.

Постановка цели и мотивация

Учитель задает проблемный вопрос: "Что сильнее влияет на формирование личности: воспитание и среда или случай в жизни?"

Совместно формулируются цели урока, учащиеся записывают тему.

Анализ текста. Прием контраста

Ключевой этап урока.

Учитель направляет анализ двух частей произведения:

  1. сцена бала;
  2. сцена экзекуции.

Предлагаются задания:

  • сравнить атмосферу, краски, звуки, эмоциональный фон;
  • отметить изменения в восприятии полковника и окружающего мира;
  • найти цитаты, отражающие антитезу.

Учащиеся проводят сравнение, делают выводы о трансформации взгляда Ивана Васильевича на жизнь.

Система образов

Учитель подчеркивает значение двух главных образов: Иван Васильевич и полковник Б.

Разбираются мотивы поведения полковника и влияние увиденного на жизненный путь героя. Учащиеся характеризуют персонажей, оценивают их поступки, обсуждают проблему нравственного выбора.

Обобщение и проблематика рассказа

Учитель возвращает учеников к проблемному вопросу, раскрываются главные идеи произведения:

  • лицемерие общества и жестокость власти под блестящей оболочкой
  • влияние одного события на судьбу человека
  • личная ответственность каждого за выбор пути

Формулируются выводы.

Итог урока. Рефлексия

Учитель предлагает завершить фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Меня удивило…
  • Я понял, что…

Учащиеся делятся впечатлениями.

Домашнее задание

Написать мини-эссе (на выбор):

  • Как вести себя в борьбе со злом?"
  • Мой нравственный выбор после прочтения рассказа.

Викторина по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

  1. Как называется литературный прием, на котором построен весь рассказ? (антитеза / противопоставление)
  2. От чьего лица ведется повествование? (от первого лица - рассказчик Иван Васильевич)
  3. Как зовут главного героя и рассказчика? (Иван Васильевич)
  4. В кого был влюблен главный герой? (в Вареньку Б.)
  5. Каким было настроение Ивана Васильевича на балу? (счастлив, доволен, "обнимал весь мир")
  6. Какой танец исполняли Варенька и ее отец на балу? (мазурка)
  7. В каком чине был отец Вареньки? (полковник)
  8. Какую деталь внешности полковника автор подчеркивает в сцене бала? (замшевые сапоги "домашнего вида")
  9. Куда и зачем отправился Иван Васильевич после бала? (пошел вслед за Варенькой и ее отцом - полюбоваться домом)
  10. Какое зрелище он увидел утром? (наказание солдата - прогон сквозь строй)
  11. Какую команду выкрикивал полковник во время экзекуции? ("Гнать!" или "Двадцать пять!")
  12. Как увиденное изменило жизнь героя? (отказался от службы и карьеры, любовь угасла, мировоззрение изменилось)

Анализ рассказа Льва Николаевича Толстого "После бала"

Это произведение является ключевым в школьной программе и часто анализируется с точки зрения его идейного содержания, композиции и художественных приемов.

Ключевые аспекты анализа рассказа "После бала"

Главная тема
Произведение поднимает проблему социального неравенства, лицемерия общества и того, как один случай может повлиять на всю жизнь человека.

Основная идея
Показать контраст между "парадной" жизнью дворянства и жестокой реальностью, скрытой за блеском балов. Также Толстой исследует вопрос личной ответственности человека за свои поступки, независимо от среды.

Композиция
Центральным художественным приемом является антитеза — резкое противопоставление двух частей рассказа.

"Бал"
Описание светлого, радостного, гармоничного вечера, где главный герой, Иван Васильевич, влюблен в Вареньку, а ее отец, полковник, кажется обходительным и любящим.

"После бала"
Утро, наступившее сразу после праздника, когда Иван Васильевич становится свидетелем жестокого избиения солдата шпицрутенами, которым руководит тот самый полковник. Этот эпизод демонстрирует истинное лицо "законности" и "порядка" того времени.

Смысл названия

Название символизирует момент прозрения героя, конец его юношеских иллюзий и столкновение с неприглядной правдой жизни.

Повествование
Рассказ ведется от лица главного героя (Иван Васильевич), что придает ему исповедальный характер и позволяет читателю увидеть события через призму его восприятия и переживаний.

Увиденная сцена кардинально меняет мировоззрение Ивана Васильевича, он охладевает к Вареньке и отказывается от военной или гражданской службы, решив никогда не связывать свою жизнь с подобной системой.

Размер:
19.27 Kb
Скачали:
14