Рассказ Льва Николаевича Толстого "После бала" входит в школьную программу и помогает ученикам понять, как жизненный случай способен полностью изменить судьбу человека.
На этом уроке школьники исследуют систему образов, анализируют контраст между балом и сценой экзекуции и делают нравственные выводы о личной ответственности за свои поступки.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Учащиеся готовятся к работе.
Учитель предлагает вспомнить биографические факты о Толстом, связанные с замыслом рассказа (история с братом Сергеем Николаевичем), и основные события произведения.
Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают ключевые эпизоды и персонажей.
Учитель задает проблемный вопрос: "Что сильнее влияет на формирование личности: воспитание и среда или случай в жизни?"
Совместно формулируются цели урока, учащиеся записывают тему.
Ключевой этап урока.
Учитель направляет анализ двух частей произведения:
Предлагаются задания:
Учащиеся проводят сравнение, делают выводы о трансформации взгляда Ивана Васильевича на жизнь.
Учитель подчеркивает значение двух главных образов: Иван Васильевич и полковник Б.
Разбираются мотивы поведения полковника и влияние увиденного на жизненный путь героя. Учащиеся характеризуют персонажей, оценивают их поступки, обсуждают проблему нравственного выбора.
Учитель возвращает учеников к проблемному вопросу, раскрываются главные идеи произведения:
Формулируются выводы.
Учитель предлагает завершить фразы:
Учащиеся делятся впечатлениями.
Написать мини-эссе (на выбор):
Это произведение является ключевым в школьной программе и часто анализируется с точки зрения его идейного содержания, композиции и художественных приемов.
Главная тема
Произведение поднимает проблему социального неравенства, лицемерия общества и того, как один случай может повлиять на всю жизнь человека.
Основная идея
Показать контраст между "парадной" жизнью дворянства и жестокой реальностью, скрытой за блеском балов. Также Толстой исследует вопрос личной ответственности человека за свои поступки, независимо от среды.
Композиция
Центральным художественным приемом является антитеза — резкое противопоставление двух частей рассказа.
"Бал"
Описание светлого, радостного, гармоничного вечера, где главный герой, Иван Васильевич, влюблен в Вареньку, а ее отец, полковник, кажется обходительным и любящим.
"После бала"
Утро, наступившее сразу после праздника, когда Иван Васильевич становится свидетелем жестокого избиения солдата шпицрутенами, которым руководит тот самый полковник. Этот эпизод демонстрирует истинное лицо "законности" и "порядка" того времени.
Смысл названия
Название символизирует момент прозрения героя, конец его юношеских иллюзий и столкновение с неприглядной правдой жизни.
Повествование
Рассказ ведется от лица главного героя (Иван Васильевич), что придает ему исповедальный характер и позволяет читателю увидеть события через призму его восприятия и переживаний.
Увиденная сцена кардинально меняет мировоззрение Ивана Васильевича, он охладевает к Вареньке и отказывается от военной или гражданской службы, решив никогда не связывать свою жизнь с подобной системой.