Урок литературы в 10 классе на тему "Этическое пространство романа Л. Н. Толстого "Война и мир"

Цель урока:

  • учащиеся определяют этическое пространство романа Льва Николаевича Толстого "Война и мир", выделяют его границы;
  • называют нравственные проблемы, затрагиваемые писателем в произведении;
  • выделяют приемы разрешения и утверждения авторской позиции.

Задачи:

  • учащиеся сравнивают, противопоставляют эпизоды, понятия, героев произведения; составляют опорные схемы;
  • развивают монологическую речь, творческие способности, умения делать выводы и обобщения;
  • Оборудование: интерактивная доска, раздаточный и иллюстративный материал, тетради.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку литературы.

Целевая установка

- Вы прочитали 2 тома романа Льва Николаевича Толстого "Война и мир", и сегодняшний урок на тему: "Этическое пространство романа Л.Н. Толстого "Война и мир" станет своеобразным обобщением изученного вами.

- Одним из замыслов писателя было написать "книгу нравов". Какова же этическая глубина и широта произведения?

- Начнем с того, что уточним понятие "этика".

Этика - это учение о содержании и смысле жизни, о назначении человека, о принципах взаимоотношений человека в обществе, в личной жизни

- В этом широком смысле морально—этические проблемы романа раскрываются прежде всего через духовные искания главных героев - Андрея Болконского и Пьера Безухова.

- Но мы с вами пойдем не от отдельного характера, а от раскрытия совокупности нравственных отношений людей, наблюдая авторские противопоставления и сближения, через которые и выявляются в свою очередь и характеры героев, и положительные идеалы автора.

Основная часть

- Отправимся в путешествие по страницам изученного вами произведения.

а) - Июль - август 1805 года. Мы получили 2 приглашения: одно - Петербург, в салон А.П. Шерер, другое - в Москву, на именины в гостеприимный дом Ростовых.
- Куда мы с вами отправимся? Что предпочтете вы? Почему?

Запись в ОС

Салон А.П. Шерер

Именины у Ростовых

бездушие, корыстолюбие,

пустота, эгоизм, карьеризм,

фальшь.    

душа, простота, человеческие

радости, естественность,

чистота, сердечность.

отриц. 

норма

полож.

норма

Вывод: Итак, в самом начале романа Толстой сопоставляет и противопоставляет различные группы общества, говоря прежде о его нравственном размежевании и столкновении, расставляя плюсы и минусы, отрицая одни этические категории и утверждая другие;

б) - Продолжаем наше путешествие и отправимся в три родовых гнезда, три семьи, каждая из которых является целым миром со своими устоями, традициями и законами:

  • 1 ряд: Курагины.
  • 2 ряд: Ростовы.
  • 3 ряд: Болконские.

- Выберите из данных вам в раздаточном материале нравственных категорий те, по которым живут ваши семьи, те, что являются жизнеполагающими для этих семей, т.е. основными для вас, и подчеркните их.

- Почему Толстой так подробно описывает семейные гнезда своих героев? К какой мысли подводит своих читателей?
Вывод: Семья - начало всех начал. Именно семья формирует нравственную структуру человека. В семье закладывается человек в совокупности морально-этических категорий;

в) - А теперь посмотрим, как хорошо вы узнали основных героев Отличительная особенность портретной "живописи" Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное повторение.

- Попытайтесь по 1-2 "штрихам к портрету" угадать героя, определить его место в нашей ОС и в системе образов, выделив доминирующую нравственную черту, носителем которой он является.

Вывод: Система образов романа тоже строится в границах этического пространства произведения.

- Какие же нравственные категории писателем утверждаются, а какие отрицаются?
- Художественные приемы, метод изображения героев-носителей тех или иных этических черт помогают познать авторскую позицию. Отрицательных и положительных героев Толстой изображает по-разному.

- Как называется метод изображения отрицательных героев? ("Срывание всех и всяческих масок", В.И. Ленин)
- Как называется метод изображения положительных героев? ("Диалектика души", Н.Г. Чернышевский)

- Этот принцип изображения положительных героев помогает нам увидеть А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростову, княжну Марию во всей глубине и сложности развития их внутреннего мира, в постоянных поисках истины, с возможностью взлетов и падений на этом пути, помогает приблизиться к самому психологическому процессу, его законам, постоянной сменяемости и противоречивости мыслей, чувств, эмоций, которые передаются автором в движении.

- Нравственные искания героев находятся в сложном психологическом взаимодействии с характерами других героев.
- При этом сталкиваются высокие человеческие стремления с низменными, нравственные идеалы с привычными косными условиями.

- Это взаимодействие - столкновение отрицательных и положительных этических норм раскрывает суть внутренней борьбы героя на пути к истине, познанию смысла жизни.
- Вспомните эпизоды романа, в которых происходит столкновение тех, для кого жизнь - это преодоление индивидуализма, с теми, кто всей жизнью его, этот индивидуализм, защищает.

- Духовные искания положительных героев романа, А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой играют ведущую роль в решение основных этических проблем.
- Представьте себе, что вы пишите роман о Болконском, Безухове, Наташе Ростовой. Как бы вы назвали основные главы своего романа, отразившие своеобразие духовной эволюции героев?

- Различны пути положительных героев. Каждый переживает свой Аустерлиц. Но что общего между ними?
- Все они живут в соответствии с нравственным кодексом Толстого, изложенным им в одном из писем: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться.

- А спокойствие - душевная подлость". Эти слова отражают один из основных принципов создания Толстым положительных героев.
- Что в этих словах раскрывает своеобразие субъективных нравственно-эстетических идеалов самого Толстого, а что является общечеловеческой нормой жизни? ("Спокойствие как душевная подлость" - это общечеловеческая норма)

- Нравственная неудовлетворенность – это стремление к нравственному совершенствованию как закону жизни.
- В конце 2 тома мир положительных героев рушится. Сложен и драматичен этот этап духовных исканий для каждого из них.
- Запишите одно предложение в дневнике Болконского, Безухова, Ростовой накануне 1812 года, выразив в ней все то, что ощущают они в это время.

Вывод: Каждый из героев приведен Толстым к нравственному кризису. Для чего?

- В романе есть 2 героя, которые являются своеобразными нравственными полюсами.
- Кто из персонажей романа фокусирует, вбирает в себя все нравственные категории со знаком " - "?

- Наполеон - средоточие зла, по Толстому.
- Кто является воплощением, персонификацией нравственных категорий со знаком "+"?

- Кутузов - средоточие добра. Столкновение этих двух героев - это кульминация борьбы двух основных нравственных центров - добра и зла.
- 1812 год становится кульминацией и духовных исканий положительных героев, их нравственного выбора. Они придут к постижению высшей нравственной категории - любви к родине.

- Кто победит в борьбе добра со злом? От чего это зависит? (Это зависит от победы добра над злом в каждом человеке. Толстой говорит: "Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто")

- А почему Л.Н. Толстой так уверен, что если честные, или добрые, люди объединятся, то они обязательно победят?
- Свяжите последние выводы урока с метафорической историей начала урока.

Выводы

Этическое пространство романа Л.Н. Толстого "Война и мир" играет основную роль в создании идейно-художественной целостности произведения, связывая картины быта и нравов русского дворянства, личные судьбы лучших представителей дворянства с размышлениями об истории и философии развития мира.

Размер:
18.98 Kb
Скачали:
5