Учебный блок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Учебник "Литература. 10 класс" под редакцией В.И. Сахарова и С.А.

Раздел "Иван Сергеевич Тургенев" занимает 45 страниц и делится на 7 параграфов. Роман подробно рассматривается в разделе "Портрет поколений". По ходу чтения статьи учебника ученики имеют возможность самостоятельно подумать над некоторыми проблемами романа.

Этому способствуют такие вопросы:

  • Обратите внимание на то, как Базаров введен в повествование. На каких деталях внешности концентрирует наше внимание автор?
  • Что читается в облике Базарова?
  • Что "читается" в образе Базарова"?
  • К каким средствам прибегает Тургенев, рисуя фигуры Ситникова и Кукшиной?
  • Как проявляет себя Базаров в обществе подобных людей?
  • Обратитесь к сцене прощания Базарова и Аркадия. Как проявляет себя каждый из героев?
  • Что указывает на неизбежность расставания?

Итак, учебник предлагает краткий обзор творческого пути И.С. Тургенева и двухуровневый анализ произведения. В первую очередь внимание уделяется проблематике романа и центральным образам. Учебник предлагает оригинальную трактовку центрального героя романа "Отцы и дети" Евгения Базарова.

Евгения Базарова - главный герой романа "Отцы и дети"Евгения Базарова - главный герой романа "Отцы и дети"

Раздел включает разнообразную систему вопросов и заданий, большая часть из которых является проблемными, что заставляет учеников думать и анализировать самостоятельно роман. К положительным чертам учебника можно отнести наличие списка литературы по данной теме.

В учебнике под редакцией В.И. Сахарова и С.А. Зинина реализуется историколитературный подход, так как в нем дается характеристика всех основных романов писателя. Предлагаются вопросы и задания для работы над текстом романа. Авторы учебника предлагают большое количество тем сочинений, также предлагаются темы для докладов и рефератов. Кроме того, раздел, как и весь учебник, имеет двух уровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровне.

Тематическое планирование уроков по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе

По обозначенным выше причинам при создании тематического планирования уроков по роману "Отцы и дети" в 10 классе будем опираться на программу под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина и В.А. Чалмаева. На изучение рассматриваемого нами произведения отводится 7 часов на базовом уровне и 8 часов – на профильном. Учтем это при составлении нашего тематического планирования уроков.

Первый урок лекция с элементами беседы
посвящен знакомству учащихся с творчеством писателя и наиболее важными фактами из его биографии. Обзорное знакомство с рассказами и повестями; романами И.С. Тургенева: "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Дым" и "Новь". Ребята подготавливают индивидуальные сообщения.

Второй урок исследование посвящен изучению романа "Отцы и дети". В ходе урока ребята сравнивают поколения "отцов" и "детей", вместе с учителем составляют сравнительную таблицы; учитель выдвигает проблему противостояния "отцов" и "детей" и в ходе беседы, учащиеся прослеживают, как эпоха отражается в романе.

Третий урок аналитическая беседа посвящен анализу образов главных героев романа, выявлению основного конфликта романа. Проверяется знание учащимися текста пьесы, понимание ими философскоэстетической проблематики, конфликтов, споров. Рассматривается понятие "нигилизм". Учитель создает на уроке проблемную ситуацию, чтобы побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Учащиеся составляют сравнительную таблицу образов героев, работают над текстом романа, анализируя значимые эпизоды.

Четвертый урок – дискуссия посвящен изучению черт "увядающей аристократии" в образах братьев Кирсановых. Рассматриваются взгляды Базарова и Павла Петровича. Проводится аналитическая беседа с элементами дискуссии, в которой нужно помочь понять учащимся, насколько правильно традиционное противопоставление двух героев; помочь увидеть общее в образах двух центральных героев; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образы Базарова и Павле Кирсанова. Учитель вместе с учениками в ходе аналитической беседы составляют сравнительную таблицу Базарова и Аркадия. Учащиеся выразительно читают отрывки из текста романа, анализируют эпизоды.

На пятом уроке – семинаре нужно раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине. Это позволяет лучше понять текст, его проблематику. Зачитываются реплики героев из текста, а учащиеся угадывают кому они принадлежат. Предлагается работа с текстом пьесы по выявлению противоречий в образах героев. Также ученики читают выразительно эпизоды из пьесы.

На шестом уроке беседе с элементами лекции дети выступают с подготовленными докладами, анализируют критические статьи М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, конспектируя основные идеи. Учитель ставит перед ребятами проблемные вопросы обобщающего характера.

Седьмой урок – развития речи, на котором ребята пишут контрольное сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература, 10 класс