Урок 3 по роману "Обломов" И.А. Гончарова - Испытание любовью: Обломов и Ольга Ильинская

Этот урок продолжает серию занятий по роману Ивана Александровича Гончарова "Обломов".

Ученики исследуют развитие любовных отношений между Обломовым и Ольгой Ильинской, узнают, почему их чувства не смогли победить инерцию характера героя и что символизирует их расставание в контексте идеи романа.

Обломов и Ольга Ильинская прощаются в осеннем паркеОбломов и Ольга Ильинская прощаются в осеннем парке

Цель урока: проследить развитие отношений Обломова и Ольги, понять причины краха их любви.

Задачи:

  • научить анализировать художественные образы и их развитие в контексте идей романа;
  • развивать умение аргументированно высказывать мнение, работать с цитатами и сценами произведения;
  • формировать понимание нравственных основ любви, ответственности и духовного роста личности.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! На прошлом уроке мы узнали истоки обломовщины. Сегодня мы посмотрим, может ли любовь изменить человека.

Проверка домашнего задания

- Давайте быстро проверим ваши сравнительные таблицы Обломова и Штольца. (Краткий опрос по таблицам)

Анализ образов Штольца и Ольги

Работа в группах

Учитель: Разделимся на 3 группы для анализа ключевых персонажей второй части.

Группа 1. Андрей Штольц – антипод или дополнение?

  • Проанализировать детали биографии Штольца
  • Его отношение к труду, деятельности
  • Найти в тексте его оценку Обломова
  • Является ли он идеалом автора?

Группа 2: Ольга Ильинская – новый тип героини

  • Портрет и характер Ольги
  • Её интеллектуальные запросы
  • Отношение к искусству, жизни
  • Почему она заинтересовалась Обломовым?

Группа 3: Любовь как эксперимент

  • Как начинаются отношения Ольги и Обломова?
  • Что привлекает их друг в друге?
  • Как меняется Обломов под влиянием любви?
  • Роль Штольца в их знакомстве

Время работы – 15 минут, затем обсуждение.

Учитель: Давайте выслушаем группы. Начнем со Штольца.

Ответ группы 1
Штольц – человек действия, но он искренне любит Обломова. Он говорит: "Это хрустальная, прозрачная душа". Но его попытки помочь больше похожи на насилие.

Учитель: Интересно! А что скажут об Ольге?

Ответ группы 2
Ольга – натура деятельная, ищущая. Ей скучно с обычными людьми. В Обломове она видит незаурядную личность, которую можно "разбудить".

Учитель: Прекрасный анализ! Теперь о любви...

Ответ группы 3
Сначала Обломов действительно преображается: ходит по городу, читает. Но это внешние изменения. Внутренне он остается тем же.

Анализ ключевых сцен

Работа с текстом

Учитель: Теперь давайте проанализируем конкретные сцены, которые показывают развитие и крах любви.

Сценарная работа – распределение ролей.

Сцена 1: Объяснение в любви (часть 2, глава 5)

  • Обломов
  • Ольга
  • Чтец (авторский текст)

Сцена 2: Разговор после письма (часть 2, глава 9)

  • Обломов
  • Ольга

Сцена 3: Последнее объяснение (часть 2, глава 11)

  • Обломов
  • Ольга

После инсценировки – анализ.

Учитель: Что показывает сцена объяснения в любви?
Ученик: Обломов счастлив, но уже боится этого чувства. Он говорит: "Любовь – это труд, обязанность".

Учитель: Верно! А сцена с письмом?
Ученик: Обломов пытается отступить, а Ольга, наоборот, готова бороться. Она говорит: "Победить себя и всё забыть – вот для чего я живу сейчас!"

Учитель: И наконец, финальная сцена их отношений...
Ученик: Ольга понимает, что не может изменить Обломова. Она говорит: "Я любила будущего Обломова!" – то есть она любила свою мечту, а не реального человека.

Рефлексия

Учитель: Так почему же любовь не смогла спасти Обломова? (Потому что он не готов был меняться по-настоящему. Любовь требовала от него действий, а он хотел покоя)

Домашнее задание

  1. Прочитать часть 3-4 (история с Агафьей Пшеницыной).
  2. Письменно ответить: "Почему отношения с Агафьей Матвеевной стали для Обломова спасением, а с Ольгой – мукой?"

Учитель: На следующем уроке мы увидим финал жизни Обломова и подведем итоги.

Размер:
15.86 Kb
Скачали:
17