Этот урок продолжает серию занятий по роману Ивана Александровича Гончарова "Обломов".
Ученики исследуют развитие любовных отношений между Обломовым и Ольгой Ильинской, узнают, почему их чувства не смогли победить инерцию характера героя и что символизирует их расставание в контексте идеи романа.
Цель урока: проследить развитие отношений Обломова и Ольги, понять причины краха их любви.
Задачи:
Учитель: Здравствуйте! На прошлом уроке мы узнали истоки обломовщины. Сегодня мы посмотрим, может ли любовь изменить человека.
Проверка домашнего задания
- Давайте быстро проверим ваши сравнительные таблицы Обломова и Штольца. (Краткий опрос по таблицам)
Работа в группах
Учитель: Разделимся на 3 группы для анализа ключевых персонажей второй части.
Группа 1. Андрей Штольц – антипод или дополнение?
Группа 2: Ольга Ильинская – новый тип героини
Группа 3: Любовь как эксперимент
Время работы – 15 минут, затем обсуждение.
Учитель: Давайте выслушаем группы. Начнем со Штольца.
Ответ группы 1
Штольц – человек действия, но он искренне любит Обломова. Он говорит: "Это хрустальная, прозрачная душа". Но его попытки помочь больше похожи на насилие.
Учитель: Интересно! А что скажут об Ольге?
Ответ группы 2
Ольга – натура деятельная, ищущая. Ей скучно с обычными людьми. В Обломове она видит незаурядную личность, которую можно "разбудить".
Учитель: Прекрасный анализ! Теперь о любви...
Ответ группы 3
Сначала Обломов действительно преображается: ходит по городу, читает. Но это внешние изменения. Внутренне он остается тем же.
Работа с текстом
Учитель: Теперь давайте проанализируем конкретные сцены, которые показывают развитие и крах любви.
Сценарная работа – распределение ролей.
Сцена 1: Объяснение в любви (часть 2, глава 5)
Сцена 2: Разговор после письма (часть 2, глава 9)
Сцена 3: Последнее объяснение (часть 2, глава 11)
После инсценировки – анализ.
Учитель: Что показывает сцена объяснения в любви?
Ученик: Обломов счастлив, но уже боится этого чувства. Он говорит: "Любовь – это труд, обязанность".
Учитель: Верно! А сцена с письмом?
Ученик: Обломов пытается отступить, а Ольга, наоборот, готова бороться. Она говорит: "Победить себя и всё забыть – вот для чего я живу сейчас!"
Учитель: И наконец, финальная сцена их отношений...
Ученик: Ольга понимает, что не может изменить Обломова. Она говорит: "Я любила будущего Обломова!" – то есть она любила свою мечту, а не реального человека.
Учитель: Так почему же любовь не смогла спасти Обломова? (Потому что он не готов был меняться по-настоящему. Любовь требовала от него действий, а он хотел покоя)
Домашнее задание
Учитель: На следующем уроке мы увидим финал жизни Обломова и подведем итоги.