Роман И.А. Гончарова «Обломов» стал знаковым в русской литературе, породив такой термин, как «обломовщина». Главный герой Илья Ильич Обломов является олицетворением лени, апатии и нежелания меняться. Он мечтает о лучшей жизни, но и существующая реальность его полностью устраивает.
Илья Ильич Обломов – барин, «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности». Он был изнежен, не по летам обрюзг: "...тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины...".
Обломов любил, чтобы одежда и обувь его не стесняла, поэтому дома носил широкий восточный халат и мягкие, широкие туфли. Его жилище неопрятно, хозяйство неустроено. Его самый преданный слуга Захар то и дело норовит «забыть» вернуть сдачу.
Илья Ильич – ленивый человек. Он все время лежит на диване и о чем-то размышляет: «...Он целые дни, лежа у себя на диване, любовался, как обнаженные локти его двигались взад и вперед...».
Обломов мало читает: «…я так мало читаю…», не интересуется новостями, а также не любит светские вечера. Главный герой является добрым, простодушным человеком с «голубиной» душой.
По происхождению «…Обломов, дворянин…». Илья Ильич – собственник имения и трехсот крепостных крестьян. Обломов носит чин коллежского секретаря: "...коллежский секретарь чином...", служил 2 года в канцелярии. Детство его прошло в поместье родителей – Обломовке. Обломовка – торжество крепостнических отношений.
Время там измерялось не часами, а различными праздниками. Жители Обломовки пребывали в лености, все дела откладывали на потом, а каждый день был словно праздник. В детстве Илья Ильич был активным ребенком, стремился к изучению чего-то нового и ничем не отличался от миллионов других детей.
Но заботливые родители оградили его от мира. Их искренние заботы не разрешали ему выплекивать энергию. Родители внушили ему, что барин ничего не должен делать сам, так как всякий труд неприятен. Барская избалованность Обломова приводит к лености ума и воли, бездеятельности, к бессилию жить вообще.
Воспитание загубило в Обломове живой ум. У него архаичный консервативный взгляд на жизнь. Обломовку он считает незыблемой нормой, идеалом жизни.
Обломовка – это место сказочной утопии. Далёкая от шума цивилизации сельская местность с идеальным климатом и чистым голубым небом. Жители Обломовки боятся внешних событий, которые тревожат их сложившийся уклад.
Всякое изменение жизни кажется им катастрофой. Сон – их главная ценность. Под воздействием сна находятся господа и слуги. Но у обломовцев не мало прекрасных черт им присущи мягкость сердечность, доброта и приветливость. Им нужен мир, где торжествует любовь и однообразие, а не суета и карьеризм.
Именно из-за этого Обломов увольняется со службы и удаляется из общества в свою маленькую неприбранную квартиру с диваном и старым домашним халатом, где предается лени. На протяжении всего романа окружающие Обломова люди пытаются вернуть его к жизни, но всё это оказывается напрасным.
Рассказанные няней в детстве сказки глубоко запали Обломову в душу. Образ Емели из сказок становится образцом для подражания. Лежи себе всю жизнь на печи чего еще желать. Вот и живет Обломов, непривыкший работать как Емеля, надеясь на русское «авось» которое перевезет его на другую квартиру, уладит все дела и женится без проблем на Ольге.
Мечтает герой о стране, где небо обнимает, солнце светит ярко, но никогда не обжигает, нет грозных скал, текут резвящиеся реки, а не бурные потоки. И в этом мире-сказки все в этом мире счастливы ничего не делая.
В реальности Обломов никак не может свыкнуться с тем, что жизнь не сказка, рассказанная няней, что надо жить своим трудом и двигаться к цели. Мир Обломова - это утопия, где есть тихая размеренная жизнь без новостей и проблем.
Надеждой вырваться из «обломовщины» становится любовь к Ольге Ильинской. Но Илья Обломов слишком слабо ухватился за эту возможность. Мечты о счастье с Ольгой были истинно обломовскими: «сытный завтрак, прогулка с женой на природе, визиты друзей, неспешные беседы». Все это повторяется изо дня в день, из года в год.
Вечный круговорот, вечный сон. Однако Ольга оказалась энергичной и деятельностной. Она не смогла довольствоваться такой жизнью. Для Обломова - это предел мечтаний, а для Ольги – вечное стремление к большему. Ольга Ильинская пытается разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц.
Но душа Обломова не лежит к той жизни, которую ему предлагает Ольга. Поэтому она находит свое счастье со Штольцем. Обломовщина загубила и любовь.
В конце романа мы видим новые черты характера героя. Он решает вступить в брак с Агафьей Матвеевной «не равной» ему женщиной. Обломову хорошо среди простолюдинов и их детей. Он обретает свое тихое спокойное счастье в Агафье Пшеницыной только она ему способна дать покой, любовь, понимание.
Она уважает в Обломове ленивого изнеженного барина, от чего пытались избавиться Ольга и Штольц. В доме Агафьи Илья Ильич как будто бы попадают в прежнюю Обломовку. Внутренний мир Обломова постепенно рушится. Это приводит к духовной и физической смерти.
Судить Обломова за его мечты и за бездеятельностный образ жизни нельзя. Он истинно русский барин, выросший на русских сказках, а в них не встретим героя, который бы работал. И русская пословица гласит: «Работа не волк, в лес не убежит». Стремление Обломова к сказочной жизни вполне объяснимо, хотя и не находит оправданий у других героев романа.
По словам Добролюбова: «Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий»
Гончаров хотел показать трагедию обычного человека, который из-за своей собственной природы и законов своего времени был с самого рождения обречён на медленное разложение, бессмысленную жизнь и столь же бессмысленную раннюю смерть.