Конспект урока литературы 10 класс "Обломов" как роман о любви. Способы выражения авторской позиции"

Цели урока:

  • продолжить изучение произведений второй половины XIX века;
  • показать актуальность классической литературы для современного человека;
  • научиться определять позицию И. Гончаров в романе "Обломов";
  • уметь давать оценку поступкам, определять свое отношение к ситуации.

Ход урока

Учитель: "Обломов" роман про что?

  • про лень
  • про трудолюбие
  • про дружбу
  • про любовь

- Нам кажется, что мы знаем про любовь все. Для меня это музыка. (звучит песня Шарля Азнавура "Вечная любовь")
- А что такое любовь для вас? (учащиеся рассказывают о картинах про любовь, читают сонеты Шекспира, делятся своим жизненным опытом)
- Сформулируйте тему урока. (Обломов как роман о любви. Учитель добавляет к теме "Способы выражения авторской позиции в романе")

"Любовь с силой архимедова рычага движет миром"
- Кому из героев принадлежат эти слова?

Работа по вариантам:

Выбрать из текста описание Обломова.
1 вариант:
- одежда
- комната

2 варинат:
- выражение лица
- занятия

Иллюстрация к роману И.А. Гончарова "Обломов"Иллюстрация к роману И.А. Гончарова "Обломов"

Учитель: Почему произошли изменения главного героя?
Я создала текст, читаю:
Любовь… у одних это картинки из кино, книг, у других - пример семья и родители, третьи собрали некий пазл , взяли ото всего по крупинке и стремятся к нему.
Жизнь необъятная, она черная и белая. Она такая , какая есть. И каждый из нас в ней создан Богом уникальным и таким, какой он есть.

- Сформулируйте мою позицию после прочтения этого текста.
- Мы не имеем права никого переделывать.
- По вашему мнению, Обломов стал хуже или лучше, когда влюбился?

- Как познакомились Ольга и Обломов? Как себя чувствовал Обломов?

Однажды Ольга исполняет "Casta Diva", любимую арию Обломова, услышав чудесное пение, он приходит в восторг, прочитайте текст об этом, выделите чувства героя.
"От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаясь от звуков, и сейчас же сердце жаждало жизни..

Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.

Слушаем арию из оперы "Норма" Беллини, можно показать отрывок из фильма.
- Кстати, название "Норма" вам знакомо?
"Моих, впрочем, много есть сочинений: "Женитьба фигаро", "Роберт-Дьявол", "Норма". Уж и названий даже не помню. В один вечер, кажется все написал, всех изумил"

- Какой герой хвастается?
- Кстати, Гоголь менял названия произведений в монологе Хлестакова в зависимости от того, что было в репертуаре петербургского театра в этот период.

Определяем авторскую позицию

- Любовь способна дать человеку счастье. Обратимся к деталям.
- Какие имена дает автор своим героям?

  • Ильинская - любовь ради Ильи, для Ильи.
  • Ольга - факел, святая.
  • Илья - пророк, громовержец, мечет огненные стрелы.
  • Обломов - в душе героя что-то надломилось, нет целостности.

Любовь Ольги и Ильи - огонь

Любовь Ольги и Ильи - огонь


- Это страсть, а страсть долго не живет, вспомните фразеологизм "накал страстей". Автор уже именами предупреждает нас, что эта любовь обречена.

Перечеркнув, одинаковые буквы, получим крест

- Перечеркнув, одинаковые буквы, получим крест.

Цветы в романе:

  • Ландыш - символ весны, чистоты.
  • Роза - любви.
  • Сирень - печали, грусти.

Учитель: Ольга и Обломов должны расстаться, но почему, они же так любят друг друга?
- Итак, вы Ольга, выскажите свои претензии партнеру, что плохо, что нужно изменить?
- Вы Илья, что нужно изменить в Ольге?

- Вам нравятся перемены, которые произошли с Обломовым? Обоснуйте. (ответы учащихся)
Подведем итоги того, как изменились герои под влиянием чувства любви.

Обломов / Ольга

  1. внешние изменения
  2. поведение
  3. распорядок дня, привычки
  4. круг общения

Вывод: меняется только один герой. (Обломов чувствовал, что должен измениться, чтобы понравиться Ольге)

Ольга (Пигмалион) лепит свою (Галатею) Обломова. В результате должен получиться идеальный … Штольц. Ольга делает из Обломова Штольца, но Штольц уже есть.

Вопросы для создания проблемной ситуации

- Почему Обломов соглашается изменяться?
- Можно ли говорить о свободной любви, любви-равноправии?
- Кто несчастен в этих отношениях?

- А теперь добавьте мудрости от себя: что нужно для счастливых отношений?
- Позиция автора и ваша: автор считает, что нужно умение слушать другого человека, считаться с ним, искать золотую середину.
- Для Обломова это любовь - обязанность. Когда герой становится свободным?

Письмо-отказ от любви: "Быть свободным…"
- Почему Обломов выбрал Агафью Матвеевну, а не Ольгу?

Словесный ряд, характеризующий изменение чувств Обломова по отношению к Ольге:

Словесный ряд, характеризующий изменение чувств Обломова по отношению к Агафье Матвеевне:

- восторженность

- влюбленность

- преклонение

- очарование

- мечтательность

- любовь

- тревога

- сомнение

- раздражение

- боязнь

 

Разрыв отношение, т.к. Ольга пыталась переделать Обломова.

- внимательность

- спокойствие

- заинтересованность

- покой

- умиротворённость

- стабильность

 

Они вместе, т.к. Агафья Матвеевна принимала Обломова таким, какой он есть. Это важно для каждого.

- Посмотрите, что не нравится в первом ряду таблицы? (И снова нужна любовь - страсть, которая длится недолго, приносит страдания, а все так хотят спокойствия в отношениях)
- Чего бы вы не хотели в своих отношениях из второго ряда?

В финале произведения мы узнаем, что сына Обломова воспитывает Штольц.
Обломов: русский характер, лень, созерцательность, главное-покой души, совесть чиста и душа спокойна.

Штольц: европейское стремление к зарабатыванию денег, хорошо быть богатым, для этого нужно много трудиться.

- А какова идеальная любовь?
- Кого любит Обломов? (Себя. Себе хорошо)
- Штольц? (Себя. Страсти улеглись)

- Ольга? (Себя. Хотела изменить любимого)
- Пшеницына? (Обломова)

Авторская позиция: нужно принимать людей такими, какие они есть.
- Перечитайте авторские позиции, что берете для себя, что считаете спорным?

- Вернемся к вопросу: Обломов стал лучше или хуже? Как бы вы сейчас на него ответили? (Он перестал быть собой)
- Весь роман-поиски золотой середины: деятельность, воспитание ребенка, любовь.

Домашнее задание

Прочитайте критические статьи о романе, расскажите, чья точка зрения вам ближе и почему.

Размер:
17.06 Kb
Скачали:
25