Изучение темы любви в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

В статье рассматривается и анализируется понятие "любви" как источника духовных сил в жизни главных героев романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?".

Приводятся дневниковые записи Н.Г. Чернышевского о любви, семье и отрывки из критических работ современников писателя и исследователей его творчества, посвященные вопросу о любви в романе "Что делать?"

"Умри, но не давай поцелуя без любви"
Н.Г. Чернышевский "Что делать?"

В современном литературоведении прослеживается тенденция преодоления "стереотипного" толкования значения романа Николая Гавриловича Чернышевского "Что делать?" как "рупора" революционных идей.

В советскую эпоху данное произведение оказалось канонизировано, благодаря стараниям литературной критики того времени. Но примечательно то, что, оказавшись эталоном социального звучания литературы, как писал П. Вайль в своей статье "Роман века", "роман изучался подробнейшим образом последующими поколениями, но практически "перестал читаться", что явилось причиной одностороннего анализа художественного текста романа "Что делать?"

Обложка романа "Что делать?"Обложка романа "Что делать?"

Д.И. Писарев в статье "Мыслящий пролетариат" (1865) писал о героях Н.Г. Чернышевского следующее: "Кто любит, тот непременно хочет, чтобы любовь доставляла равные наслаждения ему и другому. Где это условие не соблюдено, там мужчина и женщина могут быть друзьями, могут уважать друг друга, но любви между ними не может и не должно существовать, потому что любовь была бы порабощением для одного из них и несчастием для обоих".Критик делает следующий вывод: "Любовь, как понимают ее люди нового типа, стоит того, чтобы для ее удовлетворения опрокидывались всякие препятствия".

В начале знакомства Вера Павловна рассуждала с Лопуховым о чувстве любви, его влиянии на человека, на что Лопухов отвечал главной героине: "Разве много нужно слов, чтоб росла любовь?". Мы видим, что автор заостряет внимание на духовной стороне этого чувства.

Во время первого "сна" главной героини (освобождение Светлой Красавицей Верочки из подвала) Верочка спрашивает Светлую Красавицу: "Только как же вас зовут? Мне так хочется знать", на что она отвечает: "У меня много имен. У меня разные имена. Кому как надобно меня звать, такое имя я ему и сказываю. Ты меня зови любовью к людям. Это и есть мое настоящее имя. Меня немногие так зовут. А ты зови так".

Для самого Н.Г. Чернышевского женитьба стала символическим актом, воспринималась им как духовное перерождение. После помолвки он писал: "Я чувствую себя совершенно другим человеком... Я стал решителен, смел; мои сомнения, мои колебания исчезли. Теперь у меня есть воля, теперь у меня есть характер, теперь у меня есть энергия". Причиной этой трансформации была любовь к жене: "Ты источник моего довольства самим собою, ты причина того, что я из робкого, мнительного, нерешительного стал человеком с силой воли, решительностью, силою действовать".

Для новых людей идея женитьбы также связывалась с мечтой о духовном счастье, счастье "для другого" и "для себя". В статье "Роман века", посвященной роману "Что делать?", исследователь П. Вайль размышляет о том, что "тема любви – ведущая в книге… по преимуществу "Что делать?" – вообще роман о любви".

И вновь обратимся к дневниковым записям Н.Г. Чернышевского. Великий мыслитель XIX века писал: "Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви..."; "Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться...У кого без нее не было бы средств к деятельности, тому она дает их… У кого они есть, тому она дает силы пользоваться ими".

"Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости... Только тот любит, у кого светлеет мысль и укрепляются руки от любви". Таким образом, получается, что любовь, по Н.Г. Чернышевскому, – это и есть способность "радоваться тому, что хорошо" для любимого. А раз так, то стремление "не быть причиной несчастья" для другого уже не является требованием отвлеченного долга и не является "жертвой"; то и другое, по убеждению Чернышевского, равноценно нравственной фальши и порождает только ханжество.

Размер:
17.52 Kb
Скачали:
16

Метки к статье: литература, 10 класс