Истоки "обломовщины": анализ главы "Сон Обломова" (урок 2 по роману И. Гончарова)

Это второй урок по роману И.А. Гончарова "Обломов". На занятии учащиеся глубже познакомятся с главой "Сон Обломова" и исследуют, как детство и среда Обломовки сформировали характер героя.

Урок направлен на анализ философии жизни обломовцев, их традиций и влияния окружающей среды на личность Ильи Ильича.

Обломову снится сонОбломову снится сон

Цель: проанализировать главу "Сон Обломова" как ключевую для понимания характера героя и истоков "обломовщины".

Задачи:

  • раскрыть особенности мира Обломовки и их влияние на формирование личности героя;
  • развивать умение анализировать художественный текст, работать с цитатами, аргументировать мнение;
  • формировать интерес к классической литературе и умение видеть духовные причины человеческой пассивности.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! На прошлом уроке мы познакомились с взрослым Обломовым.
- Сегодня мы узнаем, как он стал таким.
- Давайте посмотрим на ваши домашние работы – какие черты обломовщины вы обнаружили в детстве героя? (Краткое обсуждение ответов)

Анализ главы "Сон Обломова"

Учитель: Глава "Сон Обломова" считается одним из лучших эпизодов русской литературы. Давайте разделимся на 4 группы и каждая проанализирует свой аспект Обломовки.

Задания для групп

Группа 1: Природа и пространство Обломовки

  • Опишите географию и природу Обломовки
  • Как окружающий мир влияет на жителей?
  • Найдите метафоры и сравнения, описывающие природу

Группа 2: Распорядок дня и традиции

  • Как проходит день в Обломовке?
  • Какие традиции и ритуалы существуют?
  • Как относятся к времени обломовцы?

Группа 3: Воспитание и образование Илюши

  • Как учат ребенка в Обломовке?
  • Что запрещают и что разрешают?
  • Как формируется характер мальчика?

Группа 4: Философия жизни обломовцев

  • В чем смысл жизни для жителей Обломовки?
  • Как они относятся к труду, к изменениям?
  • В чем их представление о счастье?

Учитель: Теперь давайте создадим коллективный портрет Обломовки. Начинаем с природы...

Ответ группы 1

«Обломовка – это идиллическое место, но закрытое от внешнего мира: "горизонта нет". Все как будто замерло в сладкой дремоте».

Ответ группы 2

«Их жизнь – это бесконечное повторение одних и тех же ритуалов: еда, сон, прогулки. Время для них циклично, а не линейно».
Учитель: Отлично! А как же образование?

Ответ группы 3
«Учение воспринимается как наказание. Главный принцип – "лишь бы был здоров". Развитию души не уделяется внимания».

Сравнительный анализ. Работа с текстом

Учитель: А теперь давайте проведем эксперимент. Разделимся на две команды.
- Первая команда будет искать в «Сне...» положительные черты жизни в Обломовке, вторая – отрицательные.

Положительные черты:

  • Гармония с природой
  • Семейные ценности
  • Отсутствие стресса
  • Традиционность

Отрицательные черты:

  • Застой и рутина
  • Боязнь нового
  • Интеллектуальная лень
  • Потеря индивидуальности

Учитель: Вот в чем парадокс! Обломовка одновременно и прекрасна, и ужасна. Она формирует целостную, но не развивающуюся личность.

Дискуссия

- Как вы думаете, можно ли винить Обломовку в том, каким стал Илья Ильич?

Рефлексия

- Итак, мы видим, что обломовщина – это не просто лень, а целая философия жизни, сформированная определенной средой.
- На следующем уроке мы увидим, что произойдет, когда мир Обломова столкнется с другими жизненными философиями.

Домашнее задание

  1.  Прочитать часть 2 романа: встреча со Штольцем, знакомство с Ольгой.
  2. Подготовить сравнительную характеристику Обломова и Штольца. (в таблице)
Размер:
15.48 Kb
Скачали:
12