Это второй урок по роману И.А. Гончарова "Обломов". На занятии учащиеся глубже познакомятся с главой "Сон Обломова" и исследуют, как детство и среда Обломовки сформировали характер героя.
Урок направлен на анализ философии жизни обломовцев, их традиций и влияния окружающей среды на личность Ильи Ильича.
Цель: проанализировать главу "Сон Обломова" как ключевую для понимания характера героя и истоков "обломовщины".
Задачи:
Учитель: Здравствуйте! На прошлом уроке мы познакомились с взрослым Обломовым.
- Сегодня мы узнаем, как он стал таким.
- Давайте посмотрим на ваши домашние работы – какие черты обломовщины вы обнаружили в детстве героя? (Краткое обсуждение ответов)
Учитель: Глава "Сон Обломова" считается одним из лучших эпизодов русской литературы. Давайте разделимся на 4 группы и каждая проанализирует свой аспект Обломовки.
Задания для групп
Группа 1: Природа и пространство Обломовки
Группа 2: Распорядок дня и традиции
Группа 3: Воспитание и образование Илюши
Группа 4: Философия жизни обломовцев
Учитель: Теперь давайте создадим коллективный портрет Обломовки. Начинаем с природы...
Ответ группы 1
«Обломовка – это идиллическое место, но закрытое от внешнего мира: "горизонта нет". Все как будто замерло в сладкой дремоте».
Ответ группы 2
«Их жизнь – это бесконечное повторение одних и тех же ритуалов: еда, сон, прогулки. Время для них циклично, а не линейно».
Учитель: Отлично! А как же образование?
Ответ группы 3
«Учение воспринимается как наказание. Главный принцип – "лишь бы был здоров". Развитию души не уделяется внимания».
Учитель: А теперь давайте проведем эксперимент. Разделимся на две команды.
- Первая команда будет искать в «Сне...» положительные черты жизни в Обломовке, вторая – отрицательные.
Положительные черты:
Отрицательные черты:
Учитель: Вот в чем парадокс! Обломовка одновременно и прекрасна, и ужасна. Она формирует целостную, но не развивающуюся личность.
Дискуссия
- Как вы думаете, можно ли винить Обломовку в том, каким стал Илья Ильич?
- Итак, мы видим, что обломовщина – это не просто лень, а целая философия жизни, сформированная определенной средой.
- На следующем уроке мы увидим, что произойдет, когда мир Обломова столкнется с другими жизненными философиями.
Домашнее задание