Урок 1 по роману "Обломов" И.А. Гончарова: Загадочный Обломов и его мир

Это первый урок из серии занятий по роману Ивана Гончарова "Обломов". На этом уроке учащиеся знакомятся с замыслом произведения, особенностями главного героя и понятием "обломовщина".

В ходе анализа текста и обсуждения деталей портрета, интерьера и символа халата формируется первичное представление о внутреннем мире Обломова и смысле его жизненной позиции.

Илья Ильич Обломов в халате на диване - символ покоя и бездействияИлья Ильич Обломов в халате на диване - символ покоя и бездействия

Цель: познакомить с замыслом романа, создать первичное представление о главном герое и центральном явлении – "обломовщине".

Задачи:

  • выявить особенности образа Ильи Ильича Обломова и понять, что такое "обломовщина";
  • развивать умение работать с текстом, формулировать собственные ассоциации, анализировать детали внешности, интерьера, символа халата;
  • формировать представление о ценности активной жизненной позиции и осознанного выбора, через образ Обломова - предупреждение пассивности.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучение одного из самых глубоких произведений русской литературы – романа Ивана Александровича Гончарова "Обломов".
- Посмотрите на доску, где написаны слова самого Гончарова:

"Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало"

- Это поможет нам понять особую, личную интонацию этого романа.

Введение в роман. Работа с ключевыми понятиями

Учитель: Ребята, давайте начнем с ассоциаций. Что приходит вам на ум, когда вы слышите имя "Обломов"? (Ученики высказываются: лень, диван, халат, безделье)
- Замечательно! А теперь давайте познакомимся с историей создания.

- Роман писался почти 10 лет и состоит из четырех частей. Но главное – он породил понятие "обломовщина".
- Как вы думаете, что это такое? (ответы учащихся)

Работа в парах

В течение 3 минут учащиеся пытаются дать определение этому явлению.

Ученик 1: Наверное, это образ жизни, когда человек ничего не хочет делать.
Ученик 2: Это когда лень становится главным в жизни.

Учитель: Хорошо! А теперь давайте проверим наши предположения, обратившись к тексту.

Первая встреча с героем. Аналитическая работа с текстом

Учитель: Откроем первую страницу романа. Давайте прочитаем начало вместе. (Чтение вслух описания Обломова: часть 1, глава 1)
- А теперь разделимся на 3 группы для анализа разных аспектов образа Обломова.

Задания для групп

Группа 1: Портрет героя

  • Найдите детали внешности Обломова
  • Как они характеризуют его?
  • Что говорит автор о выражении его лица?

Группа 2: Интерьер комнаты

  • Опишите комнату Обломова
  • Какие детали кажутся вам наиболее значимыми?
  • Что говорит беспорядок в комнате о хозяине?

Группа 3: Халат как символ

  • Найдите все упоминания о халате
  • Почему именно халат становится главной деталью?
  • Что он символизирует?

Время работы – 10 минут, затем обсуждение.

Учитель: Давайте послушаем выводы групп. Начнем с портрета.

Ответ группы 1
"У Обломова "белые, пухлые руки", "округлые формы", что говорит о его бездеятельности. Автор отмечает "отсутствие всякой определенной идеи" на лице – это человек без цели".

- Прекрасно! А что скажут исследователи интерьера?

Ответ группы 2
"В комнате пыль, паутина, прошлогодняя газета. Но это не просто беспорядок – автор говорит о "застывшем хаосе". Это показывает, что время для Обломова остановилось".

- И, наконец, халат...

Ответ группы 3

"Халат упоминается постоянно! Он "персидский", "мягкий", "покорный". Это как вторая кожа Обломова, символ его комфортной, но несвободной жизни".

Комната Обломова с признаками обломовщины и его персидский халатКомната Обломова с признаками обломовщины и его персидский халат

Рефлексия

Учитель: Итак, какой же вывод мы можем сделать после первого знакомства? Обломов – просто лентяй или нечто большее?
Ученик: Мне кажется, он несчастный человек. У него есть возможности, но нет сил что-то изменить.

Учитель: Именно! Гончаров показывает не просто лень, а трагедию человека, который не может реализовать свои возможности.

Домашнее задание

  1. Перечитать главу "Сон Обломова" (часть 1, глава 9)
  2. Письменно ответить на вопрос: "Какие черты "обломовщины" можно увидеть в описании детства Ильи Ильича?"
Размер:
15.38 Kb
Скачали:
23