Это первый урок из серии занятий по роману Ивана Гончарова "Обломов". На этом уроке учащиеся знакомятся с замыслом произведения, особенностями главного героя и понятием "обломовщина".
В ходе анализа текста и обсуждения деталей портрета, интерьера и символа халата формируется первичное представление о внутреннем мире Обломова и смысле его жизненной позиции.
Цель: познакомить с замыслом романа, создать первичное представление о главном герое и центральном явлении – "обломовщине".
Задачи:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучение одного из самых глубоких произведений русской литературы – романа Ивана Александровича Гончарова "Обломов".
- Посмотрите на доску, где написаны слова самого Гончарова:
"Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало"
- Это поможет нам понять особую, личную интонацию этого романа.
Учитель: Ребята, давайте начнем с ассоциаций. Что приходит вам на ум, когда вы слышите имя "Обломов"? (Ученики высказываются: лень, диван, халат, безделье)
- Замечательно! А теперь давайте познакомимся с историей создания.
- Роман писался почти 10 лет и состоит из четырех частей. Но главное – он породил понятие "обломовщина".
- Как вы думаете, что это такое? (ответы учащихся)
Работа в парах
В течение 3 минут учащиеся пытаются дать определение этому явлению.
Ученик 1: Наверное, это образ жизни, когда человек ничего не хочет делать.
Ученик 2: Это когда лень становится главным в жизни.
Учитель: Хорошо! А теперь давайте проверим наши предположения, обратившись к тексту.
Учитель: Откроем первую страницу романа. Давайте прочитаем начало вместе. (Чтение вслух описания Обломова: часть 1, глава 1)
- А теперь разделимся на 3 группы для анализа разных аспектов образа Обломова.
Задания для групп
Группа 1: Портрет героя
Группа 2: Интерьер комнаты
Группа 3: Халат как символ
Время работы – 10 минут, затем обсуждение.
Учитель: Давайте послушаем выводы групп. Начнем с портрета.
Ответ группы 1
"У Обломова "белые, пухлые руки", "округлые формы", что говорит о его бездеятельности. Автор отмечает "отсутствие всякой определенной идеи" на лице – это человек без цели".
- Прекрасно! А что скажут исследователи интерьера?
Ответ группы 2
"В комнате пыль, паутина, прошлогодняя газета. Но это не просто беспорядок – автор говорит о "застывшем хаосе". Это показывает, что время для Обломова остановилось".
- И, наконец, халат...
Ответ группы 3
"Халат упоминается постоянно! Он "персидский", "мягкий", "покорный". Это как вторая кожа Обломова, символ его комфортной, но несвободной жизни".
Учитель: Итак, какой же вывод мы можем сделать после первого знакомства? Обломов – просто лентяй или нечто большее?
Ученик: Мне кажется, он несчастный человек. У него есть возможности, но нет сил что-то изменить.
Учитель: Именно! Гончаров показывает не просто лень, а трагедию человека, который не может реализовать свои возможности.
Домашнее задание