Цели урока:
Оборудование: выставка книг А.Н. Островский "Как закалялась сталь", Б. Полевой "Повесть о настоящем человеке", В. Титова "Всем смертям назло", презентации книг, портреты писателей: В. Титова, А.Н. Островского, Б. Полевого.
Приветствие. Проверка наличия учащихся и готовности их к уроку.
Работа с портретом писателя В. Титова: "Читам " портрет.
- Что известно вам о писателе Владиславе Титове? (ответы учащихся)
Работа с выставкой книг: защита презентаций.
- Что объединяет эти произведения?
- Вспомните определение повести.
- Какое произведение называется автобиографическим?
- Что положено в основу заглавия? Как вы понимаете заглавие книги? (Заглавие выражает идею, основную мысль текста, характеризует события)
- Почему в финале повести автор признается, что особенно ему близко стихотворение К.Симонова "Жди меня…"?
- Так о чем же эта повесть? (Тема, идея)
- Укажите особенности композиции и сюжета.
3 части:
Сюжет построен с отступлением в прошлое - ретроспекция.
- Какие события положены в основу повести?
- Назовите главных героев повести.
- Почему фамилия главного героя именно Петров?
- Какие эпизоды произвели на вас особенно сильное впечатление?
Работа с текстом
(пересказ, чтение отрывков)
Судьба свела Сергея Петрова после аварии со множеством людей.
А люди как реки, большие и малые, тихие, спокойные и бушующие, грозные. А какие были люди, с которыми судьба свела Сергея Петрова?
Составление схемы: Люди, оставившие добрую память
Равнодушные, бессердечные "мертвые" души
Образ главного героя
- Что дало силы выжить, выстоять в жизненном испытании герою? (любовь жены Татьяны)
- Расскажите о подвиге жены С. Петрова.
- Чему учит нас книга В. Титова "Всем смертям назло?"