Цель урока - сформировать у учащихся понятие мировоззренческого характера "Свободное развитие каждого человека есть свободное развитие всех".
Задачи:
Учащиеся свободно рассаживаются за столами по группам. Всего шесть групп. Работа проводится способом коллективного мышления. (анализ своей деятельности, постоянный поиск истины, уважение к оппоненту, находить компромисс)
Прежде чем начать разговор по теме сегодняшнего урока мы проведем небольшую разминку. На предыдущих уроках мы обсуждали роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?", где писатель рисует будущее, говорит о переустройстве общества. Мы познакомились с социалистической утопией, представленной в снах Веры Павловны, т.е. как мы выяснили, что утопия – это вымышленная картина идеального жизненного устройства.
Сегодняшняя тема урока "Я, мы и государство" по произведению Е. Замятина "Мы". Мы впервые знакомимся с произведением этого писателя. Жанр его романа – роман-утопия, т.е. жанр, которые называют еще негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего. Которое страшит писателя, заставляет тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.
Интерес к жизни, к обществу в целом, к человеку как явлению природу, к самому себе в частности возник издревле. Об этом говорят произведения культуры, живописи, музыки, устного народного творчества и, конечно, литературы. И уже тогда люди поняли, что нет ничего сложнее человека, нет ничего прекраснее человека.
Художественные произведения раскрывают особенности жизни человека и общества в целом, предостерегают, учат жизни, заставляют размышлять. Роман Е. Замятина "Мы" не является исключением. Его значение более широкое и всеобъемлющее. Это нам предстоит выяснить в ходе урока.
С одной стороны, нам предстоит узнать от чего предостерегает нас Е. Замятин в своем романе, а с другой стороны – каким быть современному человеку?
Постараемся наметить направление нашей беседы:
Деление на группы, антиутопия и государство как у Замятина как мы должны жить.
Вопросы: (обсуждение в группах 1,5 минуты)
1. В чем состоят основные проблемы антиутопии и реального будущего?
Как вы понимаете тоталитарное государство и демократическое государство?
Какие силы оказывают влияние на жизнь общества?
4. Что означает понятие "Счастье"?
5. Какова идея произведения "Мы" Замятина и цели современного общества?
6. В чем актуальность произведения "Мы" Е. Замятина?
Обобщение
В романе "Мы" Е. Замятин утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление "Я" и "Мы" если человек поддается воздействию тоталитарной системы, она перестает быть человеком.
Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственности.
Итак, мы выяснили, что Е. Замятин предостерегает нас об опасности тоталитарного общества, где человек не может свободно развиваться и быть счастлив.
В настоящее время мы живем в обществе посттоталитарном, в котором налицо стремление нашего народа к гуманистическому типу, идея которого характеризуется отношением к человеку с точки зрения его самоценности.
Соблюдается равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. Счастье и благополучие подразумевается и распространяется на всех людей. Наше государство стремится к созданию правового государства, такому порядку при котором каждый член общества был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним. Нельзя забывать о традиционно русских понятиях совести, сострадания, христианском милосердии.
1. Альтернативный тезис
2. Нарисовать символ государства будущего.
Альтернативный тезис
1.
а) дисциплина – это свобода;
б) дисциплина – это неволя.
2.
а) счастье – это когда много творчества и борьбы;
б) счастье – это много всего, чего хочется.
3.
а) учит жизни не книга, а опыт;
б) учит жизни не опыт, а книга.
4.
а) надо жить легко как птица, не вычисляя завтрашний день;
б) надо жить каждый день, отдавая себе отчет, что и как сделано.
5.
а) Один старик умирая говорил: "Я всю жизнь прожил без искусства и от этого моя жизнь не была хуже";
б) Один старик умирая говорил: "Я всю жизнь не жил без искусства, поэтому она была для меня ценна и богата".
6.
а) человека можно воспитать против его воли и желания;
б) человека нельзя воспитать против его воли и желания.
7.
а) человек – существо свободное и независимое от законов природы;
б) человек – существо свободное, но зависит от законов природы.