Конспект урока литературы в 10 классе "Я, мы и государство" (по произведению Е. Замятина "Мы")

Цель урока - сформировать у учащихся понятие мировоззренческого характера "Свободное развитие каждого человека есть свободное развитие всех".

Задачи:

  • Помочь учащимся ощутить свое "я" как частицу мира, как единственное и неповторимое создание природы, и в то же время "Я" как частицу целостного, общечеловеческого "Мы".
  • Приобщать учащихся к не проходящим гуманистическим ценностям: чести, справедливости, преданности, любви к Родине.
  • Воспитывать самостоятельность мышления, умение работать в группе.

Ход урока

Вводная часть

Учащиеся свободно рассаживаются за столами по группам. Всего шесть групп. Работа проводится способом коллективного мышления. (анализ своей деятельности, постоянный поиск истины, уважение к оппоненту, находить компромисс)

Прежде чем начать разговор по теме сегодняшнего урока мы проведем небольшую разминку. На предыдущих уроках мы обсуждали роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?", где писатель рисует будущее, говорит о переустройстве общества. Мы познакомились с социалистической утопией, представленной в снах Веры Павловны, т.е. как мы выяснили, что утопия – это вымышленная картина идеального жизненного устройства.

Сегодняшняя тема урока "Я, мы и государство" по произведению Е. Замятина "Мы". Мы впервые знакомимся с произведением этого писателя. Жанр его романа – роман-утопия, т.е. жанр, которые называют еще негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего. Которое страшит писателя, заставляет тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.

Интерес к жизни, к обществу в целом, к человеку как явлению природу, к самому себе в частности возник издревле. Об этом говорят произведения культуры, живописи, музыки, устного народного творчества и, конечно, литературы. И уже тогда люди поняли, что нет ничего сложнее человека, нет ничего прекраснее человека.

Художественные произведения раскрывают особенности жизни человека и общества в целом, предостерегают, учат жизни, заставляют размышлять. Роман Е. Замятина "Мы" не является исключением. Его значение более широкое и всеобъемлющее. Это нам предстоит выяснить в ходе урока.

С одной стороны, нам предстоит узнать от чего предостерегает нас Е. Замятин в своем романе, а с другой стороны – каким быть современному человеку?

Постараемся наметить направление нашей беседы:

  • Как выдумаете, о чем роман?
  • В чем особенность композиции?
  • Что настораживает сразу?

Основная часть

Деление на группы, антиутопия и государство как у Замятина как мы должны жить.

Вопросы: (обсуждение в группах 1,5 минуты)

1. В чем состоят основные проблемы антиутопии и реального будущего?

Как вы понимаете тоталитарное государство и демократическое государство?

Какие силы оказывают влияние на жизнь общества?

4. Что означает понятие "Счастье"?

  • семья в понимании антиутопизма;
  • как вы понимаете свободу?
  • технический прогресс, его достоинства и недостатки.

5. Какова идея произведения "Мы" Замятина и цели современного общества?

6. В чем актуальность произведения "Мы" Е. Замятина?

Обобщение

В романе "Мы" Е. Замятин утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление "Я" и "Мы" если человек поддается воздействию тоталитарной системы, она перестает быть человеком.

Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственности.

Итог урока

Итак, мы выяснили, что Е. Замятин предостерегает нас об опасности тоталитарного общества, где человек не может свободно развиваться и быть счастлив.

В настоящее время мы живем в обществе посттоталитарном, в котором налицо стремление нашего народа к гуманистическому типу, идея которого характеризуется отношением к человеку с точки зрения его самоценности.

Соблюдается равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. Счастье и благополучие подразумевается и распространяется на всех людей. Наше государство стремится к созданию правового государства, такому порядку при котором каждый член общества был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним. Нельзя забывать о традиционно русских понятиях совести, сострадания, христианском милосердии.

Заключение

1. Альтернативный тезис
2. Нарисовать символ государства будущего.

Альтернативный тезис

1.
а) дисциплина – это свобода;
б) дисциплина – это неволя.

2.
а) счастье – это когда много творчества и борьбы;
б) счастье – это много всего, чего хочется.

3.
а) учит жизни не книга, а опыт;
б) учит жизни не опыт, а книга.

4.
а) надо жить легко как птица, не вычисляя завтрашний день;
б) надо жить каждый день, отдавая себе отчет, что и как сделано.

5.
а) Один старик умирая говорил: "Я всю жизнь прожил без искусства и от этого моя жизнь не была хуже";
б) Один старик умирая говорил: "Я всю жизнь не жил без искусства, поэтому она была для меня ценна и богата".

6.
а) человека можно воспитать против его воли и желания;
б) человека нельзя воспитать против его воли и желания.

7.
а) человек – существо свободное и независимое от законов природы;
б) человек – существо свободное, но зависит от законов природы.

Размер:
28.45 Kb
Скачали:
2