Этот урок - заключительный в цикле занятий по роману И.А. Гончарова "Обломов".
Мы подведём итоги жизненного пути героя, проанализируем его выбор и обсудим, почему проблема "обломовщины" остаётся актуальной и сегодня. Урок поможет понять, в чём сила и слабость Обломова, а также чему нас может научить его судьба.
Цель: проанализировать финал романа, подвести итоги жизни Обломова, обсудить вечность проблемы "обломовщины".
Задачи:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш заключительный урок по "Обломову". Мы подходим к финалу жизни героя.
- Вспомним: Обломов мог выбрать жизнь с Ольгой – полную деятельности и духовного роста. Но он выбрал другое. Почему? (Ответы учащихся)
- Запишите тему: "Две жизни Обломова. Итоги судьбы героя".
Учитель: Разделимся на 4 группы для анализа последнего этапа жизни Обломова.
Задания для групп
Группа 1: Агафья Матвеевна Пшеницына
Группа 2: Дом на Выборгской стороне как новая Обломовка
Группа 3: Визиты Штольца и Ольги
Группа 4: Судьба Захара
Учитель: Давайте заслушаем группы. Начнем с Агафьи Матвеевны.
Ответ группы 1
"Она простая, добрая женщина, которая любит Обломова без условий. Для нее он – барин, которому нужно служить. Это возвращает его в детство".
Учитель: То есть это бегство от взрослой жизни? А что скажут о доме?
Ответ группы 2
"Это точная копия Обломовки: та же атмосфера покоя, сытости, безделья. Даже пироги такие же!"
Учитель: Браво! А визиты друзей?
Ответ группы 3
"Обломов стыдится своей жизни, но менять ничего не хочет. Ольга с ужасом понимает, что ее Обломов умер – остался только толстый, ленивый барин".
Учитель: Теперь давайте прочитаем и обсудим финальные сцены романа.
Чтение и анализ ключевых эпизодов
Эпизод 1: Смерть Обломова (часть 4, глава 9)
- Как описывается смерть?
- Что символизирует "смерть без боли"?
Эпизод 2: Разговор Штольца с литератором (часть 4, глава 10)
- Какую оценку дает Штольц судьбе Обломова?
- В чем смысл его слов: "Обломовщина!"?
Эпизод 3: Судьба других героев
- Жизнь Штольца и Ольги
- Судьба сына Обломова
- Смысл эпилога
Дискуссия: "Обломов – неудачник или человек, нашедший свой путь?"
Аргументы за и против
(работа в парах 5 минут)
Ученик 1: Он неудачник – променял любовь, дружбу, деятельность на диван и халат.
Ученик 2: Но он был честен с собой! Он не притворялся деятельным, как другие. Он нашел свой идеал покоя.
Учитель: Вот в чем сложность этого образа! В нем одновременно и слабость, и сила, и правда, и ложь.
Учитель: Давайте подведем итоги. Что такое обломовщина сегодня? Актуальна ли она?
Мозговой штурм "Современные проявления обломовщины"
Творческое задание: Напишите синквейн на тему "Обломов" или "Обломовщина".
Пример синквейна
Обломов
Пассивный, мечтательный
Лежит, мечтает, избегает
Не может изменить свою жизнь
Хрустальная душа
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: