Цели урока:
Задачи:
Эпиграф: Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей; он сын ее. (И.С. Тургенев)
Учитель: Сегодня в обществе много говорят о нарушении экологического равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся до опасных пределов.
- К сожалению, "нарушение равновесия"наметилось и в душах людей, и опустошение душ происходит незаметно. Современный человек все больше и больше утрачивает связи с окружающим миром.
- Нельзя быть равнодушным к природе.
- Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал и убедил вас бережно относиться к окружающей природе, помнить, что человек-часть природы, и от него зависит состояние окружающей среды.
- Чтобы каждый осознал свою личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы равнодушным к проблеме нашего общества.
- И поможет обсудить проблемные вопросы бережного отношения человека к природе роман Б.Васильева "Не стреляйте в белых лебедей".
Вопросы:
Выступления учащихся
Групповая работа - индивидуальное задание
1 группа: "Егор Полушкин – победитель над злом"
2 группа: "Бережное отношение Егора Полушкина к природе"
3 группа: "Федор Бурьянов - лесник, основательный хозяин, разрушитель"
4 группа: "Варварское отношение Федора Бурьянова к природе"
5 группа: "Егор Полушкин - трагический образ"
Учитель: Почему именно в образе Полушкина запечатлен призыв Бориса Львовича Васильева "Как прекрасна Земля, и на ней человек!"?
"Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском краснолесье - неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди - серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине - задумчивого и светлого.
Я вижу его в весеннем цветении - терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным - разным для людей и разным для себя. И разной была его жизнь - жизнь для себя и жизнь для людей. А может быть, все жизни разные?
Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе? Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой.
Он не умел и не пытался казаться иным - ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть".
Учитель: Как вы понимаете заглавие романа "Не стреляйте в белых лебедей"?
Ответы учащихся: Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств.
В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина ("Лебедь"), В. Жуковского ("Царскосельский лебедь"), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского ("Микулич"), Н. Гумилева ("Памяти Анненского") и других поэтов.
Встраивая свое произведение в эту литературную традицию, Васильев подчеркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя - человека, наделенного тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.
Учитель: Чем интересен роман для читателя сегодня? (Ответы учащихся)
- Изменилось ли отношение человека к природе в нашем обществе?
Учащиеся пишут сочинение – миниатюру по группам.
Учитель: Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине: "Он куда более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами"?
- Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть образованным, много знающим, умным?
Релаксация
Звучит музыка "Живые звуки природы".
Учитель: Если человек хочет сохранить Землю и всех живущих на ней, он обязан бережно и ответственно относиться к природе. Помнить, что все живое имеет душу.
- Русская классическая литература создала образ природы, который всегда очеловечен, наделен чувствами и душой. Природа ранима и терпелива, кратка и величественна.
Ученик читает четверостишие Е. Евтушенко
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Учитель: К чему призывает поэт читателя?
- Повесть "Не стреляйте белых лебедей"- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе - матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.
Рефлексия. Объявление оценок
Домашнее задание
- Если бы вам предложили написать письмо депутатам об охране природы, каким бы было ваше обращение?