Открытый урок литературы в 10 классе "Анализ рассказа Б.П. Екимова "Ночь исцеления"

Цели урока:

  • знакомство с рассказом Бориса Екимова "Ночь исцеления";
  • формирование навыков анализа прозаического произведения;
  • развитие чувства уважительного отношения к старым людям и трагическому периоду времен ВОВ.

Оборудование: презентация урока, компьютер, экран, текст рассказа.

Ход урока

Слово учителя

- Добрый день, дорогие мои ученики. Сегодня мы познакомимся с очень душевным рассказом, который написал Борис Петрович Екимов. Кто же это замечательный человек?
- Борис Петрович Екимов - русский прозаик и публицист, почетный гражданин города Калач-на-Дону, лауреат Государственной премии РФ (1997 г).

Родился он 19 ноября в 1938 году в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Отслужил в армии. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более двухсот произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: "Наш современник", "Знамя", "Новый мир", "Нива Царицынская", "Россия".

Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в "перестроечные" годы на пике тиражности "толстых изданий": сборники рассказов "За теплым хлебом", "Ночь исцеления", роман "Родительский дом", повесть "Пастушья звезда".

Бориса Екимова нередко называют "проводником литературных традиций Донского края". Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты "Труд" говорил: "Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя.

И хотя все его герои - жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь - тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет".

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть "Пастушья звезда" включена в "Президентскую историческую библиотеку" - серию выдающихся произведений российских авторов.

- Сегодня мы познакомимся с его рассказом "Тревожная ночь" и постараемся понять, что хотел сказать автор своим читателям, написав этот рассказ.

Чтение рассказа по методу четверного дневника

  1. Что мы узнали о бабе Дуне в начале рассказа? (У бабы Дуни есть сын, дочь, внук, которые обосновались в городе)
  2. Почему баба Дуня жила одна, почему она, будучи старой женщиной, не уехала жить к своим детям? (По ночам она кричала, поэтому не хотела мешать родным)
  3. Кто из родственников главной героины приехал к ней погостить и чем он там занимался? (Внук Гриша приехал погостить, порыбачить и собрать грибы и встречаться с друзьями)
  4. Почему Гриша не уехал несмотря даже на то, что бабушка не давала ему спать, крича во сне? (Он жалел бабушку и хотел ей помочь)
  5. Почему бабушка по ночам во сне кричала? (Она вспоминала страшные годы войны, когда было голодно, холодно и страшно)
  6. Как Гриша решил помочь бабушке избавиться от ужасных воспоминаний войны? (Он решил не спать по ночам, чтобы успокоить поддержкой бабушку)
  7. Как проявляется настойчивость внука бабы Дуни в достижении благих целей? (Он решил каждую ночь до самого излечения бабушки оставаться с ней, чтобы она избавилась от тревожных снов)

Комплексный анализ текста

Заполнение таблицы с использованием информации из интернета.

1. Какова история создания рассказа?

Бориса Петровича всегда волновало то, как старые люди воспринимали действительность, поэтому он описал свои мысли в произведении под названием "Ночь исцеления", которое является одним из лучших в его творчестве. Рассказ был написан в 1986 году.

2. В каком жанре и направлении написано произведение? (Рассказ, реализм)

3. Какие темы освещает Екимов в рассказе? (Темы войны, взаимоотношений старших и младших поколений, благородство поступков, жертвенность)

4. Какие идеи автора вы увидели в данном рассказе?

Произведение является демонстрацией того, как старые люди переживают за своих детей и внуков, но некоторые из них не ценят своих родителей. И это весьма страшная ситуация. Борис Екимов призывает оказывать старикам помощь, не проходить мимо тех, кто в ней нуждается.

5. Над какими проблемами заставляет задуматься Екимов?

Отношения старших и младших поколений, одиночество, равнодушие к близким, благородство поступков, взросление, жертвенность, память о войне – это ряд проблем рассказа, обозначенные писателем.

6. Какова композиция этого рассказа? (Линейная)

7. Каков хронотоп (художественное время и художественное место) в этом рассказе?

Показывается современность, переплетенная с временами ВОВ, которые снятся главной героине во сне. Действие происходит в основном в доме главной героини.

8. Каковы по характеру главные герои?

Баба Дуня – женщина, которое переживает за своих детей, которые равнодушны к ее проблеме. Она не может забыть войну, последствия которой ей и снятся, из-за чего она кричит по ночам.
Внук бабы Дуни Григорий – человек, любящий бабушку, переживающий за нее. Дети Дуни – люди, которые не ценят свою мать.

9. Литературные параллели.

Повесть Б. Л. Васильева "Неопалимая купина" созвучна с рассказом Екимова "Ночь исцеления". Проблема нехватки уважения к старшим поднимается на страницах книги Васильева. Антонина Иванихина – женщина, чья жизнь никогда не была легкой. Героиня даже прошла войну.

В какой-то момент она осталась совершенно одна: детей у нее не было, да и родных в живых не осталось. Однажды женщина знакомится с Зиночкой – студенткой пединститута, в котором когда-то училась сама Антонина. Героиня сильно полюбила девушку, заботилась о ней и даже прописала ту в своей комнате.

Помощь студентке для Антонины стала важной задачей. Но представление героини о подруге и ее истинное лицо сильно отличались друг от друга, как выяснилось позже. Зиночка вышла замуж, не сообщив об этом названной матери, и привела избранника жить к ним в комнату.

Супруг девушки даже хотел выселить Антонину из ее же комнаты, а Зина препятствовать этому не спешила. Очень печально, что для некоторых людей то, что делает для них старшее поколение, ничего не значит и стирается из памяти.

Уважать старших нужно - если не за оказанное нам внимание и время, то хотя бы за ту боль, которую они перенесли за свою долгую жизнь ради нашего благополучного будущего.

10. Какого значение рассказа в художественной литературе?

Значение рассказа Екимова огромно, ибо в ней содержится важная мысль - необходимо быть чутким к проблемам других людей. Рассказ учит быть добрым, сострадательным, понимающим, внимательным к чужим бедам. Порой даже простой разговор или ласковое слово могут облегчить состояние человека.

Домашнее задание

Написать сочинение в 200 и более слов на тему "Чему я научился у внука бабы Дуни Гриши?"

Размер:
21.25 Kb
Скачали:
9