Сочинение по "Грозе" Островского

Сочинение-рассуждение на тему "Был ли у Катерины другой выход?" в провинциальном мире по пьесе Островского А.Н. "Гроза"

«Гроза» - одна из самых известных пьес А. Н. Островского. Катерина – главная героиня пьесы отличается своей глубиной. Добролюбов утверждал, что она – «луч света в темном царстве». Именно эта хрупкая девушка смогла бросить вызов всем персонам «темного царства», закончив жизнь свою самоубийством. Но был ли у Катерины другой выход?

Катерина – искренняя и добрая девушка. Героиня выросла в патриархальной семье, сохранившей черты традиционного жизненного уклада, где с детства её окружали вниманием и заботой. Она обладает бесценным качеством – берёт от жизни только то, что ей нужно. Свою потребность в гармонии и красоте она удовлетворяет церковными обрядами, посещение церкви и молитвы являются для неё главной частью жизни.

В родительском доме Катерина «жила, ни об чем не тужила, словно птичка на воле». Но после замужества она встретилась с алчностью и деспотичностью своей свекрови. Выйдя замуж, Катерина искренне старается любить мужа и почитать свекровь: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…», но в доме мужа всё «как будто из-под неволи», а отношения строятся на лжи.

Именно поэтому она в доме Кабановых, по её собственному признанию, «завяла совсем», потеряв личную свободу. Катерина не может ужиться со свекровью и завоевать её любовь, потому что не способна к лицемерию и лжи.

Кабаниха – убежденная хранительница старины, норм, правил жизни, и всякое изменение считается для нее началом греха, а Катерина – вечно ищущая, творческая натура. Она сильно тоскует по временам, когда жила в родительском доме: «Ничего мне не надобно было, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!

Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса…». Муж, превратившийся под влиянием матери в «простодушное и … пошловатое существо», видит единственную отраду в купеческих кутежах вдали от маменькиного надзора. Катерина же свято чтит семейные традиции, хочет иметь детей, но сожалеет о том, что у нее их нет. Со стороны мужа она не получает ничего, кроме одиночества.

Настоящей любовью Катерины оказался Борис, показавшийся ей «не таким» как все. Не случайно в Калинове на него «как-то дико смотрят». На самом деле слабый, несамостоятельный Борис - тот же Тихон. Ради сестры он терпит унижения, издевательства в доме дяди, хотя и уверен, что они с сестрой не получат от Дикого ни копейки. Чувства Бориса к Катерине эгоистичны. Он не задумывается о последствиях тайных свиданий для любимой.

В родном доме Катерину не сумели понять, поэтому она и стала искать внимание у Бориса. Героиня понимала, что этот порыв не приведет ни к чему хорошему. Она пыталась побороть в себе любовь к Борису, насколько это возможно. И все-таки Катерина делает выбор в пользу «земной любви», что приводит к трагическому разладу в ее душе.

Героиня должна выбрать не только между Борисом и мужем, но и между Борисом и Богом. Смерть становится неизбежной, и в данном случае - высшим благом.

Трагизм положения Катерины, осмелившейся бросить вызов «темному царству», в ее одиночестве. Муж и Борис не смеют противостоять «самодурной» силе, тем самым предают Катерину, избегая ответственности за ее судьбу.

Чувство любви становится для Катерины не только свежим ветром, но смертным приговором, а также освобождением.

Пусть её терзания длятся лишь 10 дней, за это время она переживает больше, чем за всю предыдущую жизнь. Катерина преступает человеческий закон, и это сподвигает ее на публичное признание в любви к Борису. Но после того, как она почувствовала настоящую жизнь, ей невозможно вернуться в дом мужа.

В душе Катерины происходит переоценка ценностей, жизнь и смерть меняются местами. Гибель и могила становятся покоем и спасением, а существование в доме Кабановых – жалким прозябанием, хуже смерти.

Катерина забывает о грехе самоубийства и решительно бросается в Волгу со словами: «Друг мой! Радость моя! Прощай!». Это только подтверждает непоколебимость ее характера.

Трагедия заключается в том, что вокруг нее люди ограниченные, дикие, а ее судьба зависит не только от неё самой, но и от окружающих ее людей. Смерть является единственным и самым верным спасением героини. В ней она находит избавление от мук, не изменив самой себе.

По словам Добролюбова, Катерина вступила в противоборство с «темным царством» лицемерия, деспотизма, нравственного унижения, за что заплатила своей жизнью иметь право на любовь и свободу.

Размер:
13.97 Kb
Скачали:
6

Метки к статье: сочинение, 10 класс, литература