Главная дидактическая цель урока: продолжить формирование представления учащихся о биографии и художественном мире А. А. Фета через анализ статей и интерпретацию стихотворений поэта.
Задачи урока:
Образовательные
- Углубить знания о жизни и творчестве А. А. Фета.
- Показать своеобразие поэзии о природе А. А. Фета.
Развивающие
- Продолжить развитие навыков анализа поэтических текстов, в частности, умения истолковывать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов.
- Развивать творческое мышление через словесное рисование
- Развивать умение выразительно читать поэтические тексты.
- Развивать умение систематизировать, классифицировать, полученные результаты.
Воспитательные
- Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения поэта.
- Совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии обучения: информационные технологии, технологии сравнительного анализа, развития критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, самостоятельная, групповая.
Учебник: Маранцман В. Г. Литература. 10 класс. Издание: 6-е изд. - М.: Просвещение, 2009 г.
Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал группам для исследовательской работы, репродукции картин импрессионистов-пейзажистов .
Ход урока
Организационный этап
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А. А. Фета.
1. Сообщение о жизни и творчестве А. А. Фета (1 обучающийся).
- Что интересного вы можете еще добавить к данному сообщению?
2. Конкурс выразительного чтения стихотворений по выбору на тему любви.
- Чье прочтение, на ваш взгляд, было удачнее и почему?
Актуализация темы урока
- А сейчас я предлагаю посмотреть репродукции картин. (слайд)
- Какая из репродукций привлекла ваше внимание и почему?
- К какому направлению мы можем их отнести? (импрессионизм) В чем особенность этого направления?
- Что объединяет эти репродукции? (Тема "Природа. Времена года")
- Послушайте стихотворение и подумайте: можно ли его проиллюстрировать какой-то из просмотренных иллюстраций? Обоснуйте ответ
- На основе беседы попробуйте сформулировать тему урока.
- Какие задачи можно поставить перед уроком? (слайд)
(В чем своеобразии пейзажной лирики А. А. Фете? Какое время года его любимое? Какие изобразительно-художественные образы он использует, создавая картины природы? И т.д.)
Работа по теме урока
Самостоятельная работа
Ребята, пользуясь сборниками стихотворений, попробуйте определить, о каких временах года пишет поэт и какое из них А. А. Фет любил больше всего? Почему? (Работа со сборниками стихотворений и дискуссия "Какое время года у Фета любимое?")
Работа в группах "Своеобразие пейзажной лирики А. А. Фета".
1) Организация работы в группах.
- Сейчас мы попробуем решить еще одну из задач нашего урока: в чем же своеобразие пейзажной лирики А. А. Фета.
А для этого поработаем в группах, каждая из которых будет анализировать свое произведение, а в качестве результата я предлагаю составить схему или таблицу.
- На что мы будем обращать внимание при анализе? (Образы, настроение, строение стихотворения, взаимосвязь между частями, природа и лирический герой, художественно-изобразительные средства)
Примерные вопросы для анализа
- Какое настроение возникает после прочтения. Чем оно вызвано?
- О чем или о ком это произведение?
- Назовите основные образы стихотворения ? Каким образом они связаны?
- С помощью каких изобразительно-художественных средств передается настроение? Меняется ли оно на протяжении стихотворения?
- Заметили ли вы особенности в построении стихотворения?
- Какие еще особенности вы заметили? (синтаксические словообразовательные, фонетические)
- Какую иллюстрацию вы бы сделали к стихотворению? Какие использовали цвета и почему?
Произведения для анализа
1 группа. "Бабочка"
2 группа. "Какая ночь! Как воздух чист..."
3 группа. "Я пришел к тебе с приветом..."
4 группа. "Зреет рожь над жаркой нивой..."
Работа в группах. Анализ стихотворений
Подведение итогов работы
1. Выразительное прочтение стихотворения.
2. Представление или таблицы как результата анализа стихотворения.
3. Словесное описание иллюстрации к стихотворению.
Примерная таблица (1 группа)
Образы, детали |
Действия |
Художественно-изобразительные Средства, фонетические и синтаксические особенности |
Особенности построения |
Воздушное очертанье Два крыла |
Живое миганье |
Метонимия (бархат мой) Эпитеты (воздушным, живым) |
Чередование длинных и коротких строк Обращение к собеседнику (ты прав...; не спрашивай меня...) |
Цветок
|
Опустилась Дышу Появилась спешу |
Риторические вопросы (откуда появилась? Куда спешу?) |
|
Крылья
|
Дышать хочу Сверкнув, раскину Улечу
|
Градация, однородные члены ("без цели, без усилья", "вот-вот сейчас") Аллитерация ( "сейчас, сверкнув, раскину крылья") |
|
В ы в о д ы |
|||
Рисуется нечеткий "воздушный" образ бабочки на мгновение опустившейся на цветок |
Большое количество глаголов говорит о динамичности, легкости, воздушности, мгновенности |
Художественно-изобразительные средства еще раз подчеркивают сиюминутность полета, наслаждение им, беззаботность и "озвучивание " порхания при помощи повтора звуков с, р
|
Обращение к собеседнику вызывает чувство сопричастности, воссоединения человека и природы. Чередование короткой и длинной строки вызывает ощущение взмаха крыльев бабочки |
В свое время появилась, казалось бы, странная работа И. С. Федина о флоре и фауне в поэзии Фета. Для таблиц, в которых систематизированы травы и деревья, кустарники и цветы, птицы и животные, стихи Фета представили исследователю богатейший материал.
"Чувство природы" у Фета носит универсальный характер. Практически невозможно выделить чисто пейзажную лирику Фета, не порвав при этом связей с человеческой личностью, подчиненной общим законам жизни.
Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: " Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, тем искреннее возникают в нем эти вопросы".
Отношение Фета с природой – это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда. В максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу и, отдаваясь ей, сам начинает жить как природа ("Слух, раскрываясь, растет / Как полуночный цветок"). Фет легко переходит от прямого значения к переносному, когда природа в своей очеловеченности сливается с природной жизнью человеческого сердца.
Подведение итогов
- В чем же заключается своеобразие лирики Фета?
- Какие произведения вам особенно запомнились?
Рефлексия
- Что было интересно на уроке?
- На каком этапе возникали трудности? Как вы их преодолевали?
Оценивание
- Активны ли были в течение урока? Как вы себя оцениваете? Обоснуйте свою оценку.
Домашнее задание (на выбор)
1. Выполнить анализ одного из стихотворений о природе, составив таблицу или схему.
2. Составить словесную иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.
3. Приготовить выразительное чтение стихотворения о природе.