Цель урока: изучить физические и химические свойства галогенов на основании положения их в периодической системе и особенностей строения атомов.
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости, образцы галогенов.
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, формулирует проблемный вопрос.
- Для того, чтобы выяснить тему нашего урока, посмотрите на слайд. (на слайде изображена сковорода с тефлоновым покрытием, настойка йода, хлорсрдержащий отбеливатель, зубная паста)
- Что связывает эти предметы?
- О каких элементах идет речь? Попробуйте определить тему урока. ("Общая характеристика галогенов". Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь)
- Назовите галогены. (Ответы учащихся)
- Что означает название семейства "галогены"?
- Попробуйте определить цель урока.
Если возникают трудности с определением темы и цели урока, учитель задает дополнительные вопросы, демонстрирует слайд с темой и целью урока.
Изучение строения атомов галогенов
Учитель дает индивидуальные задания двум обучающимся: у доски дать характеристику химического элемента хлора и фтора на основании положения элементов в периодической системе. В это время класс работает с периодической системой, отвечает на вопросы.
- Что общего в строении атомов галогенов?
- Какие отличия в строении атомов мы можем отметить по их положению в периодической системе?
- Как данные особенности строения атомов будут влиять на их активность? Объясните сказанное.
- Какие степени окисления могут проявлять эти элементы в соединениях? Почему?
Затем заслушиваются ответы обучающихся, составлявших характеристики фтора и хлора. Выводы записывают в тетрадь.
Изучение физических свойств простых веществ галогенов
- Какое строение имеют молекулы галогенов?
- Какой тип кристаллической решетки могут иметь эти вещества?
Учитель демонстрирует образцы галогенов (йод, бром), демонстрирует слайд презентации, на котором фотографии сосудов с газами – фтором и хлором, краткая характеристика их физических свойств. Организуется работа с иллюстрациями учебника. (На слайде таблица "Физические свойства галогенов")
- Как изменяются температуры кипения и плавления галогенов с увеличением их молекулярной массы?
- Как изменяется интенсивность их окраски?
- Вспомните, что такое возгонка?
Демонстрирует видеозапись опыта "Возгонка йода"
Обучающиеся формулируют вывод о закономерностях изменения физических свойств галогенов, записывают его в тетрадь.
С увеличением молекулярной массы галогенов повышаются их температуры плавления и кипения, возрастает плотность. Это связано с тем, что с увеличением размеров атомов и молекул галогенов возрастают и силы межмолекулярного взаимодействия между ними.
Изучение химических свойств галогенов
- Как вы думаете, с какими веществами могут вступать в реакции галогены? Если ученики затрудняются, то учитель сообщает (ученики записывают), что галогены взаимодействуют
- При взаимодействии галогенов с водой образуются соли. Условия протекания реакций между галогенами и металлами различны и зависят от природы металла и активности галогена.
- Рассмотрим данное свойство на примере реакции железа с хлором.
Демонстрируется видеозапись опыта "Горение железа в хлоре"
- Запишите уравнение данной реакции, рассмотрите ее как окислительно-восстановительную. Учтите, что хлор - это сильный окислитель и железо буде проявлять с.о. + 3.
Демонстрируется видеозапись опыта "Взаимодействие хлора с водородом"
- Запишите уравнение реакции, рассмотрите ее в свете ОВР.
Демонстрируется видеозапись опыта "Взаимодействие галогенидов с хлорной водой"
- Какой вывод вы можете сделать о возможности протекания реакций между галогенами и растворами солей галогенов?
- Запишите уравнения реакций, рассмотрите их в свете ОВР.
Работа в парах
Взаимопроверка правильности составления уравнений реакций (по слайду).
- Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляют простые вещества – галогены в реакциях?
Изучение истории открытия и происхождения названий галогенов
(сообщение учащегося)
Тест по теме "Галогены"
1. В химических реакциях галогены могут быть
а) только окислителями
б) только восстановителями
в) преимущественно окислителями, но могут быть и восстановителями
2. Для завершения внешнего энергетического уровня галогенам необходимо принять
а) 7ē
б) 1ē
в) 5ē
3. Хлор не может проявлять степень окисления
а) -1
б) +3
в) +4
4. Окислительные свойства галогенов
а) усиливаются от йода к фтору
б) ослабевают от йода к фтору
в) не изменяются
5. Установите соответствие
1) CL2 а) бурая жидкость
2) I2 б) Светло-желтый газ
5) F2 в) черно-фиолетовые кристаллы
4) Br2 г) желто-зеленый газ
6. Протекание какой реакции не возможно?
а) Br2 + NaI =
б) I2 + KCl =
в) СL2 + KI =
Самопроверка по слайду
Ответы: 1–в, 2–а, 3–б, 4–а, 5–1г, 2в, 3б, 4а; 6–в.
- Кто ответил на все вопросы верно?
- Кто допустил одну ошибки? Две и более ошибок?
- Что было непонятно, вызвало трудности?
- Как вы считаете, достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?
Домашнее задание
Обязательное: §11, упр. 3-6.
Индивидуально, по желанию: упр. 9, 10.