Конспект урока химии 9 класс "Алюминий и его соединения"

Цель урока: развитие критического мышления, формирование познавательной культуры учащихся на основе знаний об алюминии и его соединениях, понимании роли алюминия в хозяйственной деятельности человека.

Ученик научится:

  • понимать физический смысл периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
    – приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ - металлов.

Понятия: aмфотерные соединения.

Имена ученых: Д.И. Менделеев, Эрстед.

Оборудование урока: учебник Химия 9 класс (Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г.), лабораторное оборудование и реактивы для эксперимента, презентация, проектор, раздаточные материалы (тексты, кластер, таблица Менделеева).

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Стадия "Вызов"

- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку.

… Прекрасен лес, и поле, и цветы,
Песчаный плес, и лодка у причала,
Но в мире нет прекрасней красоты,
Чем красота горячего металла!? (Л. Ошанин)

Вводная беседа

- Мы продолжаем изучение химических элементов. К какой группе они относятся?
- Посмотрите на второе высказывание: "Люди гибнут за металл". (В. Гёте)
- Что хотел сказать нам автор этими словами? (ответы учащихся)

- Сегодня познакомимся с хорошо известным вам металлом. Послушаем сообщение и сделаем вывод, о каком металле идет речь.
- Я думаю, вы догадались, что это за элемент? О чем будем говорить на уроке?
- Сформулируйте и запишите тему урока.

- Почему эта тема важна для нас, ведь из существующих в природе металлов мы подробно останавливаемся только на семи, и алюминий – один из них? (из собственного опыта учащиеся формулируют вывод о практической роли алюминия и связи его строения с отраслями применения)
- Что мы знаем об алюминии?

Практическая работа (заполнение кластера)

Алюминий: простое вещество, строение атома, физические свойства, химические свойства, применение, соединения алюминия.
- Чего мы не знаем об алюминии?
- Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы на уроке?

Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие физические свойства алюминия вам известны?

Каково строение атома и валентные состояния алюминия?

Как связано строение атома с физическими свойствами алюминия?

Какие химические свойства алюминия вам известны?

Какой алюминий металл: активный или неактивный?

Как связано строение атома с химическими свойствами алюминия?

Где применяют алюминий?

Как связаны применение алюминия и его свойства?

Стадия "Осмысление"

- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Практическая работа

Заполнение таблицы с использованием справочного материала и таблицы Менделеева.
Чтение текста "Физические и химические свойства алюминия" с маркировкой. (прием "Инсерт": "v" – уже знал; "-" - думал иначе; "+" - новое; "?" - не понял, есть вопросы)

Аналитическая беседа по тексту

- Что мы уже знаем о свойствах алюминия?
- В чем наши знания и информация в тексте совпали?

- Оцените свою работу на этом этапе. (внесите в лист самооценки)

Практическая работа

- Используя инструктивную карту, проведите 2 реакции, доказывающие амфотерность гидроксида алюминия, напишите уравнения реакций в ионном и молекулярном виде.
Учащиеся экспериментально доказывают свойства амфотерности гидроксида алюминия. Пишут уравнения в ионном виде на оценку. Проверка на слайде.
- Оцените работу своего соседа по парте на этом этапе.

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем теперь ответить?
- Какие наши знания оказались ошибочными?
- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

Заполнение таблицы

Знаю

Думал иначе

Новое знание

Не понял

 

 

 

 

 

 

 

 

- Оцените свою работу на этом этапе.

Стадия "Рефлексия"

Заполнение кластера: Алюминий и его соединения.

Тест

1. Какое из физических свойств не характерно для алюминия:

а) высокая теплопроводность;
б) электропроводность;
в) тугоплавкость;
г) высокая пластичность.

2. В промышленности алюминий получают методом:

а) пирометаллургии;
б) гидрометаллургии;
в) электрометаллургии
г) всеми перечисленными способами.

3. С какими из перечисленных веществ реагирует алюминий: сера (1), магний (2), оксид хрома (3); концентрированная серная кислота (4); раствор гидроксида натрия (5); раствор сульфата меди (6):

а) 1, 3, 4, 5;
б) 1, 3, 5, 6;
в) 1, 2, 4, 6;
г) 1, 4, 5, 6.

4. Оксид алюминия обладает:

а) основными свойствами;
б) кислотными свойствами;
в) амфотерными свойствами;
г) это несолеобразующий оксид.

5. С какими из перечисленных веществ реагирует гидроксид алюминия: соляная кислота (1); гидроксид калия (2); вода (3); сульфат калия (4); железо (5):

а) 1, 2, 3;
б) 1, 2;
в) 1, 4, 5;
г) 1, 2, 4.

Составление синквейна "Алюминий"

Алюминий
Легкий, серебристый
Реагирует, растворяется, пассивируется
Важнейший металл авиапромышленности
Металл

Подведение итогов урока

- Подведем итоги урока. Я предлагаю вам ответить на вопросы:
- Кто сегодня достиг поставленной цели?
- Чему научились?

- Что не получилось узнать?
- Давайте подведем итог сегодняшнего урока, оценив свою работу.
- Спасибо за работу!

Домашнее задание

  • Задание для всего класса: Проанализировав текст раздаточного материала составить кластер "Применение алюминия".
  • Дополнительное задание (по желанию): Составить схему превращений на основе алюминия и написать уравнения соответствующих реакций.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, химия, 9 класс