Цели урока:
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, фотографии объектов содержащих кремний, фарфоровая посуда, «Морские губки», «Диатомовые водоросли», «Кремниевый мушкет», «Радиолярии», «Кирпич», «Облицовочная плитка», «Хвощ».
Проверка домашнего задания.
Учащимся раздать карточки с заданиями.
Даны формулы веществ: 1) Fe (OH)3, 2) HNO3, 3) SiO2, 4) SO2, 5) N2O, 6) ZnO 7) C, 8) Mg, 9) NaOH, 10) Li2O, 11) KOH, 12)Cr(OH)3, 13) Ca(HCO3)2, 14) NaHSO4, 15) H2S, 16) P, 17) Fe, 18) BaO, 19) ) (FeOH)Cl2, 20) Pb(OH)2, 21) CO, 22) HCl, 23) (CuOH)2CO3, 24) H2SO4 |
Даны формулы веществ: 1) Zn(OH)2, 2)SiO2, 3) HNO2, 4) SO3, 5) NO2, 6) KOH, 7) C, 8) Cu, 9) NaOH, 10) K2O, 11) ZnO, 12)Cr(OH)3, 13) Ca(HCO3)2, 14) (FeOH)Cl2, 15)H2S, 16) P, 17) Cu, 18) BaO, 19) NaHSO4, 20)Ca(OH)2, 21) CO, 22) HCl, 23) (CuOH)2SO3, 24)H2SO3 |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Выписать и дать названия согласно классификации: |
Выписать и дать названия согласно классификации: |
а) Неметаллы. б) Кислотные оксиды. в) Несолеобразующие оксиды. г) Растворимые основания. д) Амфотерные основания. е) Основные соли. ж) Кислоты кислородсодержащие . |
а) Металлы. б) Основные оксиды. в) Амфотерные оксиды. г) Нерастворимые основания. д) Кислые соли. е) Кислоты безкислородные. ж) Несолеобразующие оксиды. |
Раздать карточки с ответами. Учащиеся сами себя проверяют и выставляют себе оценки:
23 - 24 заданий – 5 баллов;
19 - 22 – 4 балла;
14 - 18 – 3 балла.
Введение в тему
Объекты, содержащие кремний. Показать фотографии с объектами содержащими кремний. Задается вопрос учащимся: "Что объединяет эти объекты между собой?"
Название «кремний» происходит от латинского «ляпис креманс», что переводится - «камень, дающий огонь», или кремень. Кремень на латыни означает «силекс», следовательно этого слова и происходит название элемента - «силициум»
Записывается тема урока, определяется цель.
Учащиеся заполняют таблицу по ходу изучения материала
№ |
Рассматриваемые вопросы |
Содержание |
1. |
Место кремния в природе |
Si р=14 n=14 e=14 В (II) (IV) 1s22s22p63s23p2 Si+4 Si-4 |
2. |
Получение |
В производстве SiO2+2Mg = Si + 2MgO В лаборатории SiO2+2C = Si + 2CO |
3. |
Распространение в природе |
SiO2 – кремнезем, силикагель, песок SiO2 – горный хрусталь, кварц Кристаллический: тугоплавкий, с металлическим блеском, полупроводник Si Аморфный: коричневый порошок, легко вступает в реакции Al2O3 ∙2 SiO2 ∙2 H2 O – каолинит – составная часть глины |
4. |
Химические свойства |
А) взаимодействие с простыми веществами |
5. |
Применение |
Si – полупроводник (в электронике) компонент сплава бронза и силумин производство солнечных батарей для изготовления зеркал газовых лазеров. |
6. |
Соединения кремния |
А) Силан Силан неустойчив, его получают из силицида магния Mg2Si + 4 HCl = 2MgCl2 + SiH4↑ SiH4 + 2O2 = SiO2 + 2H2O Легко воспламеняется на воздухе В) SiO2 –кислотный оксид Очень твердое, тугоплавкое, кристаллическое вещество, не растворяется в воде, имеет атомную кристаллическую решётку. Свойства общие с другими кислотными оксидами Специфические |
1. Объясните, почему СО2 - газ, а SiO2 – твердое вещество?
2. Сравните степени окисления С и Siв следующих соединениях: метан СН4, углекислый газ CO2, тетрахлорметан СCl4, силан SiH4, кварц SiO2, SiCl4
3. Какая из этих реакций идёт до конца?
SiO2 +H2 O =
Si +O2 =
SiO2 + КOH →
4. Осуществите следующие превращения.
Si→ SiO2→ Na2SiO3→ H2SiO3→ SiO2
Выставление оценок.
Домашнее задание написать мини-сочинение «Кремний в жизни человека».