Цели:
1.Ознакомление учащихся с классом углеводов; моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, их строении, свойствах, применении.
2. Формировать умение самостоятельно работать с новыми источниками информации – энциклопедией, интернетом, схемами, дополнительной литературой.
3.Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, умения слушать и слышать другого человека.
Оборудование: глюкоза, крахмал, целлюлоза, гидроксид аммония, нитрат серебра, настойка йода, гидроксид меди (II), спички, спиртовка, сахароза.
Ход урока
1. Организационный этап. Настрой на лекцию.
План лекции:
1.Нахождение углеводов в природе.
2.Состав углеводов. Молекулярная формула.
3.Физические свойства углеводов.
4.Химические свойства углеводов.
5. Применение углеводов.
2.Изучение нового материала.
В ходе лекции учащиеся заполняют таблицу, проводят лабораторные опыты, записывают уравнения реакций и выводы в таблицу.
углеводы |
моносахариды |
дисахариды |
полисахариды |
|
глюкоза |
сахароза |
крахмал |
целлюлоза (клетчатка) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Нахождение в природе
2. Состав. 3.Молекулярая формула.
4.Физические свойства
5.Химические свойства:
а) гидролиз
б) + аммиачный раствор Ag2O
реакция «серебряного зеркала»
в) + окисление Cu (ОН)2 (при t0)
Вывод:
г) + раствор Cu (ОН)2 (без t 0)
Вывод:
д) реакция брожения
е) + йод
ж) образование сложных эфиров
6.Применение |
С, Н, О
С6 Н12 О6
бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворяется в воде, сладкое на вкус
СН2ОН – (СНОН)4 – СОН + Ag2O QUOTE 2 Ag + СН2ОН – (СНОН)4 – СООН глюконовая кислота
СН2ОН – (СНОН)4 – СОН + Cu (ОН)2 QUOTE Cu 2O + СН2ОН – (СНОН)4 – СООН глюконовая кислота глюкоза имеет альдегидную группу
ярко – синий раствор
все углеводы
спиртовое брожение С6 Н12 О6 QUOTE 2 С2 Н5ОН + 2 СО2 молочнокислое брожение С6 Н12 О6 QUOTE 2 С Н3 - С Н - СООН С Н3 Молочная кислота -
глюкоза ценное питательное вещество, кондитерская промышленность, изготовление зеркал и ёлочных украшений, текстильная промышленность (для отделки тканей), брожение – получение этанола и молочной кислоты. |
сахарная свекла сахарный тростник, сок моркови, березы, дыни
С, Н, О
С12Н22 О11
бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворяется в воде, сладкое на вкус
С12Н22 О11 + Н2О QUOTE С6 Н12 О6 + С6 Н12 О6 глюкоза фруктоза
-
-
ярко – синий раствор
являются
-
-
сахароза
пищевая промышленность, кондитерское производство. |
рис, пшеница, картофель
С, Н, О
(С6 Н10 О5) n1 природные
n1 < n2 линейная и разветвлённая структура белый порошок, нерастворимый в воде, набухает в горячей воде, образуя клейстер
(С6 Н10 О5) n +
QUOTE n С6 Н12О6 глюкоза
-
-
ярко – синий раствор
многоатомными
-
Качественная реакция
(С6 Н10 О5) n +I2 QUOTE р – р фиолетовое окрашивание
крахмал
ценное питательное вещество, получение глюкозы, кондитерская промышленность, крахмальный клейстер (клей), получение этанола, пищевая промышленность.
|
Хлопок, древесина
С, Н, О
(С6 Н10 О5) n2 полимеры
линейная структура
твердое, волокнистое вещество, в воде и в органических растворителях; не растворяется
(С6 Н10 О5) n + n Н2О QUOTE
n С6 Н12О6 глюкоза
-
-
ярко – синий раствор
спиртами
-
нитрование (С6 Н10 О5) n + 3n HNO3 QUOTE (С6 Н10 О2 (NO2)3 ) n +3 n Н2О Тринитроцеллюлоза
(С6 Н10 О5) n + 3n С Н3 СООН QUOTE (С6 Н10 О2 ( С Н3 СОО)3)n +3 n Н2О Триацетатцеллюлоза
целлюлоза
строительство, текстильная промышленность получение искусственного волокна, целлюлозно - бумажная промышленность, получение глюкозы, технического спирта, нитролаки, кинопленка. |
3. Домашнее задание. § 22 – 24 упр. 2,3 стр.205 упр.5 стр. 210 (на 5).
Приготовить презентации на следующие темы по плану лекции:
1. Моносахариды.
2. Дисахариды.
3. Полисахариды.