Цель урока: раскрыть особенности пищи, потребляемой человеком, и ее значение; разъяснить понятия: пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение; показать роль питательных веществ в организме.
Ход урока
Почему организм человека может усваивать многие пищевые продукты только после их предварительной обработки?
I. Орг. часть.
II. Повторение материла:
Верны ли утверждения:
- Органы дыхания: легкие + носовая полость.
- Транспорт кислорода к тканям осуществляется лейкоцитами.
- Дыхательный центр располагается в продолговатом мозге.
- Источник энергии в организме непрерывный распад и окисление органических соединений.
- Дыхание и питание - основные свойства живого организма.
III. Изучение нового материала.
1. Для того чтобы любой живой организм нормально мог функционировать, необходима энергия.
- Вспомним, откуда берут энергию зеленые растения? (Используют солнечную энергию — фотосинтез. По способу питания они автотрофы.)
- Откуда же берут энергию животные, человек? (Из пищи, в результате химических превращений. По способу питания – гетеротрофы.)
2. Питание необходимое условие для нормального роста, развития и жизнедеятельности организма.
- Назовите основные пищевые продукты. (Хлеб, мясо, молоко, яйца, рыба, овощи, фрукты – растительного и животного происхождения.)
3. В состав пищевых продуктов входят питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода.
- Узнайте сколько в среднем содержится в теле человека белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей? (Работа по новому учебнику с.148)
4. Превращение в организме органических соединений:
5. Вода + минеральные соли + витамины = усваиваются в таком виде, в каком они содержатся в пище.
- Почему белки, жиры, углеводы не могут сразу усваиваться организмом?
Белки, жиры, углеводы не могут пройти через стенки пищеварительных каналов, поэтому они подвергаются химической обработке – перевариванию. (с. 115 старый учебник)
Часть пищеварительной системы |
Белки |
Углеводы |
Жиры |
Ротовая полость |
— |
Птиалин, мальтаза |
— |
Желудок |
Пепсин |
— |
Липаза (только эмульгированные жиры) |
Тонкая кишка |
Трипсин |
Амилаза |
Липаза |
Толстая кишка |
— |
— |
— |
Белки расщепляются до аминокислоты, углеводы — до глюкозы, жиры — до глицерина и жирных кислот.
Пища переваривается по мере передвижения по органам пищеварения.
Строение пищеварительного канала трехслойно.
IV. Закрепление. с. 150. Тестирование.
V. Домашнее задание: с. 148-149 (новый учебник), п. 28 (старый учебник), ответить на вопрос, что означает выражение «экологически чистые продукты».
Верны ли утверждения:
- Органы дыхания: легкие + носовая полость.
- Транспорт кислорода к тканям осуществляется лейкоцитами.
- Дыхательный центр располагается в продолговатом мозге.
- Источник энергии в организме непрерывный распад и окисление органических соединений.
- Дыхание и питание - основные свойства живого организма.
Часть пищеварительной системы |
Белки |
Углеводы |
Жиры |
Ротовая полость |
— |
Птиалин, мальтаза |
— |
Желудок |
Пепсин |
— |
Липаза (только эмульгированные жиры) |
Тонкая кишка |
Трипсин |
Амилаза |
Липаза |
Толстая кишка |
— |
— |
— |
Верны ли утверждения:
- Органы дыхания: легкие + носовая полость.
- Транспорт кислорода к тканям осуществляется лейкоцитами.
- Дыхательный центр располагается в продолговатом мозге.
- Источник энергии в организме непрерывный распад и окисление органических соединений.
- Дыхание и питание - основные свойства живого организма.
Скачать полную версию