Цель урока: создать условия для формирования у учащихся 9 класса понятий, позволяющих выявить четкие различия между простыми веществами-металлами и простыми веществами-неметаллами.
Предметные результаты обучения:
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал, белая бумага, жетоны.
Форма оценивания учащихся: "Жетонная система поощрений" - на каждом этапе активным учащимся выдаются жетоны. По окончании урока ведется их подсчет, количество жетонов переводится в баллы, а затем в оценку.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности |
Настраивает учащихся на успешную работу на уроке |
Приветствуют учителя, настраиваются на успешную работу |
Проверка домашнего задания |
Фронтальнтальный опрос учащихся по раннее изученной теме «Положение металлов в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева»: 1. Что такое металлы? Назовите их примеры. 2. Где условно проходит граница между металлами и неметаллами в периодической таблице? 3. Каким образом можно отличить металлы от неметаллов? (атомное строение) Решить цепочку превращений: Fe → FeCl3 → Fe (OH)3 (задание для разминки) |
Учащиеся отвечают на вопросы. Цепочку превращений решают у доски. |
Актуализация знаний |
На партах учащихся лежат листочки с шифром. Чтобы его разгадать, необходимо воспользоваться клавиатурой сотового телефона для набора номера. (определенной цифре соответствует определенная буква) 1. 6(3), 3(2), 5(4), 4(4), 5(3), 5(4), 6(1), 5(3), 2(3), 5(3), 3(1), 5(2), 5(3), 6(2), 6(3), 9(1) – теплопроводность 2. 5(4), 4(4), 2(1), 6(2), 6(3), 4(1), 7(4), 5(2), 5(3), 6(2), 6(3), 9(1) – пластичность 3. 4(3), 5(3), 2(3), 4(3), 5(3), 6(2), 6(3), 9(1) – ковкость 4. 2(2), 4(4), 3(2), 6(2), 4(3) – блеск Таким образом, зашифровываются все физические свойства металлов. |
Учащиеся, работая в парах разгадывают шифр с помощью телефона. |
Целеполагание. Постановка проблемы |
На обратной стороне доски заранее приготовлен нарисованный шаблон «ромашки» (солнышка), с незаполненными лепестками (лучиками). Задача учащихся на данном этапе – вписать разгаданные слова в «лепесток» так, чтобы серединка оставалась пустой. - Ребята, попробуйте определить, что мы будем изучать сегодня на уроке? Запишите тему урока в тетрадь. Какие цели перед собой вы поставите сегодня на занятии? |
Представитель пары учащихся выходит к доске и вписывает разгаданное слово в «лепесток». Все учащиеся переносят рисунок к себе в тетрадь. Таким образом, они понимают, что все разгаданные ими слова – это свойства металлов. Самостоятельно определяют тему урока, вписав ее в серединку цветка. Определяют также цель урока: изучить физические свойства металлов. |
Изучение нового материала |
1. Учащимся предлагается самостоятельно (работая в парах) предложить свои ассоциации по предложенным раннее свойствам металлов (те, что в цветке). Т.е. объяснить свойство пластичности, ковкости, металлического блеска, тепловодности и т.д. (для этого на партах разложены чистые листы). Задача учащихся – «ликвидация чистого листа». (5 минут) 2. Учащиеся защищают свои листы с ассоциациями. 3. Осмысление материала Используется метод смыслового чтения "ИНСЕРТ". Каждый учащийся, читая текст (учебник или же раздаточный дополнительный материал), на полях с правой стороны ставит маркировки (выражает свое отношение к прочитанному материалу): V - то, что уже известно; -- - противоречит вашим представлениям; + - новое; ? - хочу узнать. 4. Обсуждение текста. |
Работая в парах, учащиеся записывают свои ассоциации, которые у них появляются благодаря записанным свойствам. Защищают свои листы. Читают параграф, отмечают. Ребята маркируют текст и дополняют свой кластер новыми понятиями. После маркировки текста вместе с учителем обсуждаем опорный конспект – ключевые определения, дополняем кластер на доске. |
Физминутка |
||
Обобщение и закрепление знаний |
1. Работа в парах с коллекциями простых веществ - металлов: рассмотреть коллекцию металлов, выбрать один металл и записать его физические свойства в тетрадь. 2. Решение теста (тест в презентации, выводится с помощью проектора) Например, какой металл обладает серебристо-белым цветом и используется для изготовления кастрюль и пищевой фольги (железо, цинк, серебро, алюминий)? |
Работа в парах с коллекцией металлов. Описывают свойства в тетрадь. |
Домашнее здание |
1. Записи в тетради. 2. Составить кроссворд по теме «Металлы». (дополнительное задание) 3. Подготовиться к зачету по физическим свойствам металлов. |
|
Рефлексия |
«Лестница успеха» |
Учащиеся выбирают подходящую для них картинку, раскрашивают ее. (Можно попросить их высказаться) |
Выставление оценок |
Объявляются оценки за работу на уроке, с комментариями, отмечаются наиболее активно работающие ученики. Критерии оценивания (баллы и их перевод в оценку) обозначены либо на слайде, либо на доске. |
Подсчитывают свои жетоны, переводят их в баллы. |