Дидактическая цель: систематизировать и обобщить материал по теме «Гидролиз солей», изучить классификацию, типы гидролиза солей.
Задачи урока:
Средства обучения: презентация «Гидролиз солей», набор реактивов, учебник, рабочие тетради, таблицы 1 и 2 для оформления результатов лабораторных опытов, интерактивный плакат, тестовые задания на карточках, карточки рефлексии.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Этап 1. Организационный |
|
Приветствие учащихся, создание положительной эмоциональной атмосферы. Учитель объявляет тему и задачи урока, обосновывает значимость гидролиза солей в природе, промышленности, в быту и практической деятельности человека. |
Готовятся к уроку: учебники, рабочие тетради, ручки. Приветствуют учителя. |
Этап 2. Проверка д/з |
|
Индивидуальный опрос учащихся у доски по вопросам домашнего задания: 1. Составление уравнений диссоциации: H2SO4; Bа(OH)2; Na2CO3. 2. Составление уравнений реакций ионного обмена с образованием осадка, газообразного вещества, воды. 3. Выполнение теста «Реакции ионного обмена» для остальных учащихся. |
4 человека работают у доски, выполняя задания 1,2. Остальные выполняют Тест 1. «Реакции ионного обмена».
На слайде презентации ответы и шкала оценивания. Ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы. |
Этап 3. Актуализация субъектного опыта |
|
Учитель проводит фронтальный опрос
|
Ребята отвечают на вопросы: что такое раствор? Что такое электролитическая диссоциация? Какие реакции называются реакциями ионного обмена? Определение кислот, щелочей, солей с точки зрения ТЭД. С помощью каких веществ можно определить реакцию среды растворов кислот и щелочей? |
Этап 4. Изучение нового материала |
|
Для решения образовательной задачи используется создание проблемной ситуации, которая определяет мотивацию учебной деятельности учащихся на основе их конкретного опыта. Лабораторные опыты по гидролизу солей. |
Учащиеся выполняют лабораторные опыты. |
Этап 5. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности |
|
На данном этапе проверяется полнота и осознанность усвоения учащимися механизма протекания гидролиза различных типов солей. Вопросы к учащимся: 1. Какие типы солей различают? 2. Какими способами можно определить предполагаемую среду раствора соли? 3. Можно ли по формуле соли определить ее реакцию среды при гидролизе? 4. К какому виду реакций относится гидролиз? Лабораторные опыты с помощью универсального индикатора определить среду растворов солей, находящихся в пробирках: NaCI; NH4 I; KNO2; (NH4) 2S |
Ученики отвечают на вопросы.
Результаты и уравнения гидролиза солей в молекулярном и ионном виде учащиеся записывают в тетради. |
Этап 6. Подведение итогов учебного занятия |
|
Тест «Гидролиз солей».
|
Взаимопроверка: оцените друг друга Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок». |
Этап 7. Домашнее задание |
|
Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс М.: Просвещение, § 6, повторить §1-5 упр.8,9, с.20. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Этап 8. Подведение итогов урока |
|
Учитель подводит итоги урока, оценивает и благодарит учащихся за активную и творческую работу, акцентирует внимание на главных моментах и выводах, сделанных по уроку |
|
Этап 9. Рефлексия |
|
Учитель предлагает ученикам выбрать высказывание, отражающее его настроение после урока и продолжить его: Покажи эффект твоих знаний |
Учащиеся продолжают одно из предложенных высказываний |