Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме "Металлы".
Задачи:
Игровая задача
Правильно выполняя задания каждого этапа игры, команда должна заработать как можно больше подсказок, с помощью которых можно узнать металл и составить о нём рассказ. Каждый участник игры должен решить расчётную задачу, экспериментальную задачу на распознавание солей, выполнить тест и составить уравнения реакций, соответствующие цепочке превращений. Эта работа учащегося оценивается индивидуально.
Подготовка к игре.
Четырёх учащихся из класса учитель назначает консультантами. Они сдают зачёт досрочно, решают все задания своего этапа. Класс делится на 4 команды по 5 человек. Каждый ученик получает лист учёта, где указаны его фамилия и имя, названия этапов игры, где консультанты будут проставлять баллы за выполнение заданий.
В кабинете столы ставятся так, чтобы удобно было работать четырём группам учащихся, например по 2 стола в четырёх углах класса, по 6 стульев у каждой пары столов. На столах должны быть таблички с названиями этапов. Учитель готовит дидактический материал (тесты, задачи, цепочки превращений) и оборудование для распознавания (пронумерованные пузырьки с растворами солей, реактивы и пробирки для проведения опытов), карточки с подсказками.
Непосредственно перед игрой консультанты получают пакеты с заданиями, критериями оценки, комплекты подсказок для каждой команды в конвертах разных цветов. Например, красный цвет будет соответствовать подсказкам про серебро, синий – про золото, зелёный – про свинец, жёлтый – про ртуть.
Приветствие учащихся.
Проверка отсутствующих на уроке.
Учитель сообщает тему и цель урока, знакомит с правилами игры, говорит о том, что каждая команда должна пройти 4 этапа и набрать как можно больше баллов и подсказок для того, чтобы узнать металл и составить о нём рассказ, который прозвучит в конце урока. На каждом этапе команда может задержаться не больше 8 минут. (переход от этапа к этапу происходит организованно, такое движение тождественно физкультминутке – технология здоровьесбережения)
После этого каждая команда получает маршрутный лист определённого цвета, на котором указана последовательность прохождения этапов. Такого же цвета команде будут выдаваться подсказки на каждом этапе.
1. Этап "Тестирование"
Консультант выдаёт игрокам чистые листы бумаги, ручки и тесты. На чистых листах каждый ученик подписывает свою фамилию. Консультант объясняет задание: выписать номера правильных утверждений, и засекает 5 минут (с помощью наручных часов). Через 5 минут он собирает и проверяет работы. В тесте пять правильных ответов, они идут под номерами 1, 4, 5, 8, 10.
Если ученик выбрал все утверждения верно, ему в зачётный лист ставится “5”, и выдаётся подсказка. Если одно утверждение неверное, или выбраны 5 верных утверждений и одно лишнее – ставится “4”, подсказка не выдаётся, если выбрано 2 ошибочных или лишних утверждения – “3”, подсказка не выдаётся, если более 2 ошибочных или лишних утверждения – “2”.
2. Этап "Расчётные задачи"
Консультант выдаёт игрокам чистые листы, ручки, калькуляторы, таблицы Д.И. Менделеева, листы с задачами. На каждом листе задачи на “3”, “4” и “5”. Учащийся сам выбирает уровень сложности задачи, решает её на подписанном чистом листе. Через 7 минут работы консультант собирает решения и выкладывает перед игроками цветные карточки подсказками вниз, на верхних сторонах карточек написаны числа, соответствующие ответам задач. Каждый игрок называет полученный им ответ и берёт соответствующую подсказку. В целях экономии времени консультант проверяет решения и ставит отметки позже.
3. Этап "Цепочки превращений"
Консультант выдаёт игрокам чистые листы, ручки, таблицы растворимости и задания. Через 7 минут консультант собирает работы. Выкладывает перед игроками подсказки, на верхних сторонах которых написаны формулы веществ Х. За правильное определение вещества Х, игроки получают подсказку, за составление уравнений в молекулярном и ионном виде, разбор одного из уравнений с точки зрения окисления-восстановления – отметку (за каждое уравнение – 1 балл). В целях экономии времени консультант проверяет и оценивает выполнение задания позже.
4. Этап "Распознавание солей"
Консультант выдаёт команде чистую бумагу, ручку, таблицу растворимости, набор реактивов, чистые пробирки, четыре пронумерованных пузырька с растворами солей и задание: используя минимум реактивов, определите, в каком пузырьке находится каждая из солей: хлорид натрия, хлорид бария, хлорид магния, хлорид железа (II).
Команда составляет план распознавания, записывает уравнения используемых реакций в молекулярном и ионном виде, выполняет задание практически и сообщает консультанту ответ. Если все вещества определены правильно, уравнения составлены в молекулярном и ионном виде – каждый из команды получает в зачётный лист “5”, если определены правильно все вещества, но в уравнениях есть ошибки, или определены 2 вещества, и все уравнения составлены правильно – каждый участник получает “4”, если правильно определено 1 вещество, правильно составлены все уравнения реакций, или правильно определены 2 вещества, но есть ошибки в уравнениях реакций – каждый получает “3”, если ни одно вещество не определено, или определено одно и уравнения составлены с ошибками – члены команды получают “2”.
Подсказка выдаётся только в случае правильного распознавания всех веществ.
По прохождении всех этапов, команда сдаёт зачётные листы консультантам для выставления оценок, анализирует собранные подсказки, угадывает металл и составляет рассказ о свойствах и применении данного металла. Консультанты считают сумму баллов, набранных каждой командой. Победившей считается команда, которая правильно угадала металл и набрала наибольшее количество баллов.
Информация о домашнем задании.