Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение веществ. Растворы».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении веществ, повторить основные химические понятия.
Задачи урока:
Образовательные. В результате урока учащиеся должны знать:
- Строение атомов и ионов, и уметь отличать их;
- Теорию электролитической диссоциации;
- Основные понятия: «электролиты», «неэлектролиты», «катионы, анионы», «электроотрицательность»;
- Окислительно-восстановительные реакции;
- Что такое «растворы», «химическое равновесие»;
Развивающие.
- Учащиеся развивают логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности, устанавливают закономерности между строением атомов и свойствами веществ.
- Ученики учатся проводить химические опыты, обрабатывать и анализировать полученные результаты;
- Учащиеся развивают память и внимание при решении расчетных химических задач;
- Учащиеся учатся применять химические знания на практике, при составлении ионных уравнений, окислительно-восстановительных уравнений методом электронного баланса.
Воспитательные.
- Учащиеся продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной работы.
- Убеждаются в необходимости использования научных химических, межпредметных знаний для понимания и описания явлений и процессов, происходящих в природе;
- В процессе выполнения лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения инструкции для получения результата;
- Учащиеся продолжают расширять свое духовно-нравственное мировоззрение.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
Форма организации занятий: эвристическая беседа, практическая работа, самостоятельная работа.
Средства обучения: магнитная доска, кодоскоп, раздаточный материал (инструкции для проведения лабораторного опыта).
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель: Сообщает тему урока «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение веществ. Растворы». На уроке мы обобщим и систематизируем знания учащихся о строении веществ, повторить основные химические понятия, решим задачи, вспомним ОВР, ионные уравнения, уравнения на химическое равновесие.
Учащиеся: в тетради записывают тему урока.
2.Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Давайте вспомним основные понятия. Что такое атом? Ион? Электроотрицательность?
На доске записаны схемы строения частиц атомов и ионов. Учащиеся должны определить, какие из схем отражают строение атомов, а какие ионов.
1) +11 ) ) ) ; 2) +16 ) ) ) ; 3) +3 ) ; 4) +9 ) )
2 8 1 2 8 8 2 2 7
Учащиеся: Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Далее предлагаем учащимся в группах выполнить следующее задание: расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций методом электронного баланса.
1) P +HNO3+H2O=H3PO4+NO
2) Mg+H2SO4=MgSO4+H2S+H2O
Учащиеся: Записывают уравнения химических реакций, выписывают элементы, поменявшие степень окисления после химической реакции, подсчитывают число отданных и принятых электронов, расставляют коэффициенты.
Проблемный вопрос: почему фосфор проявляет себя как восстановитель, отдавая электроны – ведь это характерно только для металлов?
Ответ: деление веществ на металлы и неметаллы является относительным т.к. нет четкой границы.
Учитель: В мире все относительно. Мы знаем, что существует макромир и микромир. В макромире живем мы с вами, а микромир представлен – атомами, молекулами, частицами. Но! В обоих этих мирах существует определенный порядок, законы, правила. Эти два мира не могут существовать друг без друга. Атомы, существующие в микромире имеют правильную, упорядоченную структуру, примером могут служить кристаллические решетки атомов и молекул.
Проблемный вопрос: Какая «природа» произвела нужные математические и химические выкладки и установила с абсолютной точностью пропорцию нашего воздуха, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% других необходимых для нашего дыхания газов?
Наукой установлено, что если бы пропорция кислорода в воздухе была не 21%, а 50% и больше, то все горючее на Земле мгновенно бы вспыхнуло, а молния, ударившая в дерево, произвела бы вспышку, от которой сгорел бы весь лес. С другой стороны: если бы пропорция кислорода была в 10%, то мы не имели бы никакого представления об огне. При такой низкой пропорции кислорода, огонь немыслим. И еще: если бы на Земле не было кислорода, то не было бы и жизни, а если бы из атмосферы был изъят азот — все живущее умерло бы. Морская вода может быть соленой, как рассол, или почти пресной, но и в том и в другом случаях, хлористый натрий всегда составит 78% всех солей, хлористый магний 11%, карбонат кальция — 0,3%». — Вот какую тайну содержит в себе состав пресной и морской воды.А тот изумительный порядок, который существует между элементами, подверженный периодическим законам, не доказывает ли он того, что элементы не случайное явление, но наперед продуманное и рассчитанное творение. Все это подтверждает то, что только Высший разум мог спроектировать и создать это многообразие элементов. Все это говорит о Божественном начале.
Предлагаем выполнить практическое задание.
1 группа: Cu2++2OH=Cu(OH)2
2 группа: H++OH=H2O
Учащиеся показывают выполненные задания у доски.
Физкультминутка.
Конкурс терминов.
Учащиеся должны дать определения следующим понятиям:
Диссоциация- это…
Насыщенный раствор- это….
Катионы- это…..
Химическое равновесие- это….
Электролиты- это….
Неэлектролиты- это…
Конкурс – Реши задачу.
Предлагаем учащимся решить по вариантам задачи:
1 вариант. Рассчитайте молярную концентрацию полученного раствора хлорида натрия в 300мл которого содержится 20 г соли.
2 вариант. Определите скорость реакции, если обьем раствора 3 л, время 5 с, а количество вещества в начале и конце реакции соответственно равны 5 моль и 2 моль.
Учащиеся: Решают задачи по группам.
Конкурс- химическое равновесие.
На доске записаны уравнения, каждая группа получает задание:
1 группа: в какую сторону сместиться равновесие
N2+3H2=2NH3+Q
a) При увеличении температуры;
b) При уменьшении давления;
2 группа: в какую сторону сместиться равновесие
CO+H2O=CO2+H2+Q
a) При увеличении температуры;
b) При увеличении концентрации;
Это задание учащиеся выполняют самостоятельно на местах.
Учитель: Мы часто слышим следующие понятия: химическое равновесие, биологическое равновесие в природе, говорим о человеке – уравновешенный человек. Сразу возникает образ весов. В древнегреческой мифологии есть образ богини правосудия – Фемиды. Фемида, прежде чем вынести решение на одну чашу весов помещала все хорошие поступки человека, на другую все плохие. А чтобы решение было справедливым, ей завязывали глаза. Этот образ в настоящее время используют юристы, судьи. А как вы считаете, какого человека можно считать уравновешенным? Подберите фразы или синонимы.
Учащиеся: предлагают свои версии понятия «уравновешенный человек».
С православной точки зрения это человек – духовно-нравственный, смиренный, у которого внутреннее состояние души всегда находится в покое. Давайте вспомним, как выглядит равновесие в природе. Это время после грозы. Наступает покой и равновесие. Вспомните, какое наслаждение мы испытываем в эти моменты. В этом есть что-то сказочное. Можно перечислять все, что нас окружает, и во всем мы найдем два элемента, как две стороны медали. Это не случайно, ведь понятие «равновесие» возможно только тогда, когда присутствуют два элемента. И что интересно, эти элементы противоположны. Они противостоят друг другу, и в этом противостоянии рождается равновесие.
Учитель: Я вам желаю быть именно такими людьми, уравновешенными, спокойными, духовно-нравственными.
3. Заключительный этап
В конце урока рефлексия: учащимся предлагаем составить сентенции к слову равновесие.
Учитель: Сообщает оценки учащимся и задает домашнее задание.
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.