Конспект урока химии 9 класс: Строение веществ. Растворы

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение веществ. Растворы».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении веществ, повторить основные химические понятия. 

Задачи урока:

Образовательные. В результате урока учащиеся должны знать:

- Строение атомов и ионов, и уметь отличать их;

- Теорию электролитической диссоциации;

- Основные понятия: «электролиты», «неэлектролиты», «катионы, анионы», «электроотрицательность»;

- Окислительно-восстановительные реакции;

- Что такое «растворы», «химическое равновесие»;

Развивающие.

- Учащиеся развивают логическое мышление, интеллектуальные и  творческие способности, устанавливают закономерности между строением атомов и свойствами веществ.

- Ученики учатся проводить химические опыты, обрабатывать и анализировать полученные результаты;

- Учащиеся развивают память и внимание при решении расчетных химических задач;

- Учащиеся учатся применять химические знания на практике,  при составлении ионных уравнений,   окислительно-восстановительных уравнений методом электронного баланса.

Воспитательные.

- Учащиеся продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной  работы.

- Убеждаются в необходимости  использования научных химических, межпредметных знаний  для понимания и описания явлений и процессов, происходящих в природе;

- В процессе выполнения лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения инструкции для получения результата;

- Учащиеся продолжают расширять свое  духовно-нравственное мировоззрение.

Методы:  репродуктивный,  частично – поисковый.

Форма организации занятий:  эвристическая беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Средства обучения:  магнитная доска, кодоскоп, раздаточный материал (инструкции для проведения лабораторного опыта).

 

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель: Сообщает тему урока «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение   веществ. Растворы». На уроке мы обобщим и систематизируем знания учащихся о строении  веществ, повторить основные химические понятия, решим задачи, вспомним ОВР, ионные уравнения, уравнения на химическое равновесие.

Учащиеся: в тетради записывают тему урока.

2.Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Давайте вспомним основные понятия. Что такое атом? Ион? Электроотрицательность?

На доске записаны схемы строения частиц атомов и ионов. Учащиеся должны определить, какие из схем отражают строение атомов, а какие ионов.

1)  +11 )  )  )  ;   2)  +16 )  )  )     ; 3)  +3   ) ; 4)  +9  )  )

 2  8  1                2  8  8                  2             2  7

Учащиеся: Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Далее предлагаем учащимся в группах выполнить следующее задание: расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций методом электронного баланса.

1) P +HNO3+H2O=H3PO4+NO

2) Mg+H2SO4=MgSO4+H2S+H2O

Учащиеся: Записывают уравнения химических реакций, выписывают элементы, поменявшие степень окисления после химической реакции, подсчитывают число отданных и принятых электронов, расставляют коэффициенты.

Проблемный вопрос: почему фосфор проявляет себя как восстановитель, отдавая электроны – ведь это характерно только для металлов?

Ответ: деление веществ на металлы и неметаллы является относительным т.к. нет четкой границы.

Учитель: В мире все относительно. Мы знаем, что существует макромир и микромир. В макромире живем мы с вами, а микромир представлен – атомами, молекулами, частицами. Но! В обоих этих мирах существует определенный порядок, законы, правила. Эти два мира не могут существовать друг без друга. Атомы, существующие в микромире имеют правильную, упорядоченную структуру, примером могут служить кристаллические решетки атомов и молекул.

Проблемный вопрос: Какая «природа» произвела нужные математические и химические выкладки и установила с абсолютной точностью пропорцию нашего воздуха, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% других необходимых для нашего дыхания газов?

Наукой установлено, что если бы пропорция кислорода в воздухе была не 21%, а 50% и больше, то все горючее на Земле мгновенно бы вспыхнуло, а молния, ударившая в дерево, произвела бы вспышку, от которой сгорел бы весь лес. С другой стороны: если бы пропорция кислорода была в 10%, то мы не имели бы никакого представления об огне. При такой низкой пропорции кислорода, огонь немыслим. И еще: если бы на Земле не было кислорода, то не было бы и жизни, а если бы из атмосферы был изъят азот — все живущее умерло бы. Морская вода может быть соленой, как рассол, или почти пресной, но и в том и в другом случаях, хлористый натрий всегда составит 78% всех солей, хлористый магний 11%, карбонат кальция — 0,3%». — Вот какую тайну содержит в себе состав пресной и морской воды.А тот изумительный порядок, который существует между элементами, подверженный периодическим законам, не доказывает ли он того, что элементы не случайное явление, но наперед продуманное и рассчитанное творение. Все это подтверждает то, что только Высший разум мог спроектировать и создать это многообразие элементов. Все это говорит о Божественном начале.

Предлагаем выполнить практическое задание.

1 группа: Cu2++2OH=Cu(OH)2 

2 группа:  H++OH=H2O  

Учащиеся показывают выполненные задания у доски. 

Физкультминутка.

Конкурс терминов.

Учащиеся должны дать определения следующим понятиям:

Диссоциация- это…

Насыщенный раствор- это….

Катионы- это…..

Химическое равновесие- это….

Электролиты- это….

Неэлектролиты- это…

Конкурс – Реши задачу.

Предлагаем учащимся решить по вариантам задачи:

1 вариант. Рассчитайте молярную концентрацию полученного раствора хлорида натрия в 300мл которого содержится 20 г соли.

2 вариант. Определите скорость реакции, если обьем раствора 3 л, время 5 с, а количество вещества в начале и конце реакции соответственно равны 5 моль и 2 моль.

Учащиеся: Решают задачи по группам.

Конкурс- химическое равновесие.  

На доске записаны  уравнения, каждая группа получает задание:

1 группа: в какую сторону сместиться равновесие                                   

N2+3H2=2NH3+Q

a) При увеличении температуры;

b) При уменьшении давления;

2 группа: в какую сторону сместиться равновесие

CO+H2O=CO2+H2+Q

a) При увеличении температуры;

b) При увеличении концентрации;

Это задание учащиеся выполняют самостоятельно на местах.

Учитель: Мы часто слышим следующие понятия: химическое равновесие, биологическое равновесие в природе, говорим о человеке – уравновешенный человек. Сразу возникает образ весов. В древнегреческой мифологии есть образ богини правосудия – Фемиды. Фемида, прежде чем вынести решение на одну чашу весов помещала все хорошие поступки человека, на другую все плохие. А чтобы решение было справедливым, ей завязывали глаза. Этот образ в настоящее время используют юристы, судьи. А как вы считаете, какого человека можно считать уравновешенным? Подберите фразы или синонимы.

Учащиеся: предлагают свои версии понятия «уравновешенный человек».

С православной точки зрения это человек – духовно-нравственный, смиренный, у которого внутреннее состояние души всегда находится в покое. Давайте вспомним, как выглядит равновесие в природе. Это время после грозы. Наступает покой и равновесие. Вспомните, какое наслаждение мы испытываем в эти моменты. В этом есть что-то сказочное. Можно перечислять все, что нас окружает, и во всем мы найдем два элемента, как две стороны медали. Это не случайно, ведь понятие «равновесие» возможно только тогда, когда присутствуют два элемента. И что интересно, эти элементы противоположны. Они противостоят друг другу, и в этом противостоянии рождается равновесие.  

Учитель: Я вам желаю быть именно такими людьми, уравновешенными, спокойными, духовно-нравственными.

3. Заключительный этап

В конце урока рефлексия: учащимся предлагаем составить сентенции к слову равновесие.

Учитель: Сообщает оценки учащимся и задает домашнее задание.

Домашнее  задание. Подготовиться к контрольной работе.

Размер:
23.07 Kb
Скачали:
15

Метки к статье: конспект урока, 9 класс, химия