Цель: cистематизация знания о генетической информации в клетке
- формирование представлеия о том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов.
- формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Оборудование: таблицы «Биосинтез белка», «Нуклеиновые кислоты», модель ДНК, ПК c проектором.
Методы:
I. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
- наглядно-практические методы;
- мыслительные операции при подаче и усвоении нового материала; дедуктивные методы (от общего к частному), систематизация знаний;
- самостоятельная учебная деятельность.
II. Стимулирование и мотивация учебной деятельности:
- стимулирование и мотивация долга и ответственности: использование заданий для самоконтроля;
- стимулирование и мотивация познавательного интереса: создание ситуации успеха, использование ПК.
III. Контроль и самоконтроль учебной деятельности:
- применение индивидуальных контрольных карт;
Схема урока
1. Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности.
2. Фронтальный опрос.
3. Изучение нового материала. (Выполнение заданий для самоконтроля)
4. Самоконтроль теста – работа со слайдом “Проверь себя”.
5. Систематизация знаний по теме. Выводы.
6. Выполнение заданий теста (из материалов ЕГЭ) для самоконтроля с использованием карточек.
7. Самоконтроль теста – работа со слайдом “Проверь себя”.
9. Рефлексия (самооценка своей деятельности учащимися) и отзывы об уроке (работа в кругу).
10. Использование свободного времени для получения дополнительной информации по данной теме, используя ПК (слайд).
11. Домашнее задание.
Биосинтез белка
В процессе трансляции участвуют 1) белки, ДНК, ферменты, 2) тРНК, аминокислоты, ферменты, иРНК, 3) ДНК, углеводы, ферменты, 4) белки, липиды, ДНК
2. Число триплетов в данном отрезке молекулы ДНК – АТТГТЦЦАГ: 1) 9, 2) 2, 3) 6, 4) 3
3. Вид синтезируемого в клетке белка определяется: 1) тРНК, 2) иРНК, 3) рибосомой, 4) рРНК.
4. Информацию из ядра к рибосомам доставляют молекулы: 1) иРНК, 2) АТФ, 3) ДНК, 4) аминокислот.
5. Генетический код представляет собой определенную последовательность: 1) нуклеотидов в молекуле тРНК, 2) аминокислот в молекуле белка, 3) глюкозы в молекуле полисахарида, 4) триплетов в молекуле ДНК.
6. Последовательность триплетов нуклеотидов в молекуле ДНК позволяет определить порядок расположения: 1) аминокислот в молекуле белка, 2) рибосом на эндоплазматической сети, 3) моносахаридов в молекуле крахмала, 4) генов в молекуле тРНК.
7. Транскрипция происходит в ядре с участием: 1) тРНК, ДНК, ферментов, 2) ДНК, нуклеотидов, ферментов, 3) рибосом, ДНК, ферментов, 4) рибосом, РНК, ферментов.
8. Процесс транскрипции осуществляется в: 1)ядре, 2)рибосоме, 3)цитоплазме, 4)лизосомах.
9. Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 180 аминокислот? 1)90, 2)180, 3)360, 4)540.
10. На полисоме синтезируется: 1) несколько молекул одинаковых белков, 2) несколько молекул различных белков, 3) одна молекула белка, 4) несколько разных белков с участием нескольких иРНК.