Цели и задачи урока:
Оборудование: мобильный класс, карточки – задания, карточки самооценки, таблицы, слайды, модели молекул белка, хим. посуда, химические реактивы.
Учитель химии проводит инструктаж по технике безопасности при работе с концентрированными кислотами, щелочами, стеклянной хим. посудой.
- Существует множество определений понятия жизни. Одно из определений дано Ф. Энгельсом. Как вы понимаете это определение?
Вывод: Надо знать, что представляют собой белки по химическому строению и каковы их функции в живой клетке и целом организме.
Белки – биополимеры. Определение понятия полимер. Состоят из мономеров (моно – один, мерос – часть). Мономеры белков - 20 аминокислот.
Строение Аминокислот
- Какими связями соединяются аминокислоты в белке?
Закрепление: выполнение заданий на закрепление понятия пептидная связь и ее механизм образования.
Задание: Составить тримеры из предложенных аминокислот.
Структурная формула |
Химическое название |
Тривиальное название |
NH – COOH CН |
аминоэтановая кислота |
Глицин |
NH – CH – COOH |
2-аминопропановая кислота |
Аланин |
OH CH- NH – CH - COOH |
2 - амино- 3 - гидроксипропановая кислота |
Серин |
- К какому типу реакций относятся реакции образования белковых молекул из аминокислот?
- По какому признаку вы это определили?
Взаимопроверка выполненного задания по образцу в ноутбуке мобильного класса.
- В природе насчитывается миллиарды разных белков. Как можно объяснить такое множество их?
Физические свойства белков. Работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Химические свойства белков. Демонстрация учащимися: цветные реакции на белки.
Закрепление по видеороликам в ноутбуке.
Примеры белков. Демонстрация изделий из шерсти, белка куриного яйца, животных белков, грибов. Структуры белков. Работа со слайдами в ноутбуке. Запись сущности каждой структуры, связей, поддерживающих структуру.
Составление таблицы "Структуры белков"
Структура |
Описание |
Связи, обеспечивающие структуру |
Примеры белков |
Первичная |
|
|
|
Вторичная |
|
|
|
Третичная |
|
|
|
Четвертичная |
|
|
|
Функции белков
- Какой органоид в эукариотической клетке синтезирует белки по генетической информации? Синтез молекулы белка инсулина осуществляется за 1-2 минуты. Ученые тоже смогли синтезировать этот белок. Для этого они осуществили множество реакций и на это у них ушло 20 дней.
- Как вы думаете, как можно объяснить такую разницу во времени?
- Правильно. Все процессы в клетке происходят очень быстро, благодаря биологическим катализаторам - ферментам. А все ферменты – это белки. Это важнейшая функция белков. Но не единственная. Они выполняют еще много разных функций.
Составление схемы "Функции белков" в тетрадях. Самостоятельная работа с ноутбуком.
- Бывает, что структура белков разрушается и они уже не могут осуществлять свои функции. Этот процесс называется денатурация. Также структура может восстановиться – ренатурация. Работа с рисунками.
- Что нового узнали?
- Что было знакомо?
Объявление оценок за работу на уроке отдельным ученикам. Самооценка работы на уроке по карточке с последующей сдачей учителю.
Домашнее задание: № 38 по учебнику химии, № 8 по учебнику биологии.