Интегрированный урок по биологии и химии в 10 классе на тему "Белки"

Цели и задачи урока:

  • Расширить представления о строении, функциях и свойствах белков.
  • Повышать уровень компетенции при использовании ИКТ.
  • Совершенствовать умения проводить эксперименты и объяснять их результаты.
  • Продолжить навыки самостоятельного получения знаний и применения их на практике.

Оборудование: мобильный класс, карточки – задания, карточки самооценки, таблицы, слайды, модели молекул белка, хим. посуда, химические реактивы.

Ход урока

Учитель химии проводит инструктаж по технике безопасности при работе с концентрированными кислотами, щелочами, стеклянной хим. посудой.

- Существует множество определений понятия жизни. Одно из определений дано Ф. Энгельсом. Как вы понимаете это определение?
Вывод: Надо знать, что представляют собой белки по химическому строению и каковы их функции в живой клетке и целом организме.

Химический блок

Белки – биополимеры. Определение понятия полимер. Состоят из мономеров (моно – один, мерос – часть). Мономеры белков - 20 аминокислот.

Строение Аминокислот
- Какими связями соединяются аминокислоты в белке?

Закрепление: выполнение заданий на закрепление понятия пептидная связь и ее механизм образования.

Пептидная связьПептидная связь

Задание: Составить тримеры из предложенных аминокислот.

Структурная формула

Химическое название

Тривиальное название

 

              NH – COOH

                        CН

аминоэтановая кислота

Глицин

           NH – CH – COOH

2-аминопропановая кислота

Аланин

OH

 CH-

 NH – CH - COOH

2 - амино- 3 - гидроксипропановая кислота

Серин

- К какому типу реакций относятся реакции образования белковых молекул из аминокислот?
- По какому признаку вы это определили?
Взаимопроверка выполненного задания по образцу в ноутбуке мобильного класса.
- В природе насчитывается миллиарды разных белков. Как можно объяснить такое множество их?

Физические свойства белков. Работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Химические свойства белков. Демонстрация учащимися: цветные реакции на белки.

  1. Ксантопротеиновая реакция. Объяснение результата реакции.
  2. Биуретовая реакция. Объяснение результата реакции.

Закрепление по видеороликам в ноутбуке.

Биологический блок

Примеры белков. Демонстрация изделий из шерсти, белка куриного яйца, животных белков, грибов. Структуры белков. Работа со слайдами в ноутбуке. Запись сущности каждой структуры, связей, поддерживающих структуру.

Составление таблицы "Структуры белков"

Структура

Описание

Связи, обеспечивающие структуру

Примеры белков

Первичная

 

 

 

Вторичная

 

 

 

Третичная

 

 

 

Четвертичная

 

 

 

Закрепление. Опрос обучающихся по таблице "Структуры белков"

Функции белков

- Какой органоид в эукариотической клетке синтезирует белки по генетической информации? Синтез молекулы белка инсулина осуществляется за 1-2 минуты. Ученые тоже смогли синтезировать этот белок. Для этого они осуществили множество реакций и на это у них ушло 20 дней.
- Как вы думаете, как можно объяснить такую разницу во времени?

- Правильно. Все процессы в клетке происходят очень быстро, благодаря биологическим катализаторам - ферментам. А все ферменты – это белки. Это важнейшая функция белков. Но не единственная. Они выполняют еще много разных функций.
Составление схемы "Функции белков" в тетрадях. Самостоятельная работа с ноутбуком.

- Бывает, что структура белков разрушается и они уже не могут осуществлять свои функции. Этот процесс называется денатурация. Также структура может восстановиться – ренатурация. Работа с рисунками.

Денатурация белкаДенатурация белка

Подведение итогов

- Что нового узнали?
- Что было знакомо?

Объявление оценок за работу на уроке отдельным ученикам. Самооценка работы на уроке по карточке с последующей сдачей учителю.

Карточка самооценкиКарточка самооценки

Домашнее задание: № 38 по учебнику химии, № 8 по учебнику биологии.

Размер:
17.31 Kb
Скачали:
11