Речевая тема: "Музыка слов и их звучание".
Цели:
Психологический настрой на восприятие музыки в тишине под ее тихое звучание. Тихо звучит спокойная музыка. Ученики сидят с закрытыми глазами.
Учитель произносит релаксирующий текст:
Мы парим в высоте, летим все выше и выше над землей. Воздух чист и прозрачен. Мы успокаиваемся, освобождаясь от различных проблем, уходит грусть и тяжесть. Нам легко, мы чувствуем свободу, мы легки, как пушинка. У нас на душе спокойствие и умиротворение. Мы счастливы. А теперь мы потихоньку спускаемся на землю. Открываем глаза. Посмотрите вокруг. Как прекрасен этот мир!
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о прекрасном. Поможет нам в этом музыка. Нам предстоит услышать ее звучание в речи.
- С давних времен люди тянулись ко всему прекрасному, отмечая красоту в природе, звуках, явлениях. И это прекрасное своим волшебством захватывало, уводило от тягостных дум и жизненных неурядиц в удивительный мир звуков, красок.
- Выскажите свое мнение, что заложено в значении слова "прекрасное". (Умозаключения детей)
Учитель обобщает ответы – прекрасное это то, что воплощает в себе красоту. Понятие "прекрасное" связано так же и с искусством. (ученики называют виды искусства)
Работа с обучающимися над смысловым содержанием средств разных видов искусства, отображением в них прекрасного. (с помощью звуков, красок, глины, гипса, мрамора, слова и других материалов)
- Сегодня мы откроем для себя значение звуков в искусстве, поговорим о том, как действует музыка на человека.
Слова старой песни помогут нам в этом:
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
- Слова песни помогают нам понять то, что у природы своя музыка: шелест листвы, и звон капели, птичьи трели и журчание ручья...
Учитель проводит уточнение знаний детей, что музыка бывает разная: классическая, симфоническая, современная, танцевальная, волнующая, успокаивающая, поп-музыка, рок-музыка, джаз, опера, хип-хоп и др.
- Как вы думаете, способна ли музыка передать человеку какую-то информацию, изменить жизнь, подарить радость, как-то утешить в минуты печали?
- Давайте поищем ответы на эти вопросы в произведениях литературы
Учитель: Давайте разберем по членам предложение: К счастью, сегодня будет ясная погода.
- Каким членом предложения является конструкция "к счастью"?
- Вы затрудняетесь ответить? Давайте заменим конструкцию другой, например, "к несчастью", "к досаде", "к сожалению". Что же у нас изменилось?
- Изменилось значение предложения. Оказывается, от конструкции "к счастью" зависит смысл предложения. Именно эта конструкция дает нам понять, что чувствует говорящий.
- Для того, чтобы выразить отношение говорящего к высказываемой мысли, дать общую оценку степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность и т.д.), указать на источник сообщения в русском языке существуют вводные слова и предложения.
Учитель сообщает грамматическую тему урока, дети записывают ее: "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах".
1. Вводными называются слова и сочетания слов, которые грамматически не связаны с членами предложения, не являются ими и служат для выражения отношения говорящего к высказываемой мысли, дают общую оценку сообщения и т.д.
Вводные слова при произношении должны выделяться интонацией вводности, это выражается в понижении голоса или более ускоренном его произнесении.
3. На письме вводные слова и словосочетания выделяются запятыми, а вводные предложения – тире и скобками. Например: Мое плохое настроение, должно быть, повлияло на мое мнение.
Задание: в данных ниже предложения, найти и отметить вводные слова, вставить пропущенные буквы и расставить запятые.
Значение вводных слов
Чувства |
Уверенность |
Пред положение |
Призыв к собеседнику, привлечение внимания |
Последовательность, перечисление мыслей, вывод |
Источник сообщения |
к радости, к счастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к стыду, к ужасу… |
Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, в самом деле, безусловно, действительно, без сомнения, известно… |
Может быть, вероятно, пожалуй, кажется, должно быть, возможно, по-видимому, видимо, верно, полагаю, очевидно… |
Видите ли, знаете ли, поверьте, понимаете ли, послушайте, вообразите, представьте себе, извините, пожалуйста, скажите на милость… |
Во-первых, во-вторых, в-третьих, с одной стороны, с другой стороны, значит, итак, кстати, следовательно, например, наоборот |
Говорят, как говорят, по словам, по сведениям, по-моему, на мой взгляд, по слухам, дескать, мол, по сообщению, по рассказам |
Вводными словами бывают:
1. имена существительные, зачастую с предлогами: к счастью, к досаде, по существу, в сущности…
2. глаголы в различных формах:
3. местоимения с предлогами: кроме того, напротив того …
4. наречия: безусловно, вернее, точнее, кстати, наконец, понятно …
5. имена прилагательные: самое большее, самое главное, в общем и в целом…
Обучающимся предлагается вставить в содержание текста подходящие по значению и смыслу вводные слова.
Сила музыки
... ни одно другое иску…тво так настойчиво не вт…ргает(?)ся в жизнь человека, как музыка. (Не)устанный труд увлеч…нные занятия большие мысли и глубокие чу…ства - ... все, чем живет человек, нашло отр…жение в музыке. ... для композитора (не)обходима боль познания чужих бед.
Музыка ... делает человека добрее бл…городнее красивее. ... есть люди, которых хорошая музыка (н…)как и (н…)чем (не)увлекает и (не)волнует. Главным в музыке ... всегда остает(?)ся человек его мысли его чу…ства его отн…шение к миру.
Слова для справок: пожалуй, одним словом, по мнению Чайковского, без сомнения, к сожалению, конечно же.
- Как вы поняли значение третьего предложения?
- Согласны ли вы с мнением, что музыка окрыляет человека, делает его добрее, благороднее, красивее?
Практические задания
1. Опираясь на сводную таблицу, определить значение вводных слов.
2. Распределить их по группам.
3.Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (тексты распечатаны для каждого ученика).
Чувства |
Уверенность |
Предложение |
Призыв к собеседнику, привлечение внимания |
Последовательность, перечисление мыслей, вывод |
Источник сообщения |
4. Прочитать предложения с вводными словами, соблюдая правильную интонацию.
5. Ролевая игра. Работа в группах.
Рассмотреть проблемный вопрос с трех позиций: с точки зрения оптимистов, реалистов, пессимистов. Способна ли современная музыка благотворно воздействовать на человека?
Вывод: какие вводные слова чаще употребляют оптимисты (к счастью, конечно…), реалисты (во-первых, во-вторых, разумеется, таким образом…), пессимисты (к сожалению, к досаде, нашему стыду…)?
- Можно ли считать музыку могучим средством духовного обогащения?
- Ваши мнения.
Вывод: Музыка – могучее средство духовного обогащения.
1. Вводные слова служат для:
а) связи слов в предложении;
б) краткости, точности и выразительности речи;
в) выражения отношения говорящего к высказываемой мысли, указания источника сообщения и т.д.
2. Вводные слова выделяются на письме:
а) запятыми;
б) двоеточием;
в) точкой с запятой.
3. Вводные слова при произнесении выделяются:
а) звательной интонацией;
б) интонацией вводности, выражающейся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения;
в) побудительной интонацией.
4. Какие значения выражают вводные слова и словосочетания?
а) Время, место, действия;
б) Признак действия;
в) Чувства, уверенность, предположение, источник сообщения и т.д.
5. Какие функции выполняют в предложении вводные слова?
а) Выполняют функции обстоятельства.
б) Выполняют функции дополнения.
в) Не являются членами предложения.
- Сегодня мы поговорили о музыке, употребляя в своей речи вводные слова и предложения. Согласны ли вы с тем, что настоящая музыка обладает волшебной силой?
- Все композиторы хотят, чтобы их музыка приносила людям радость и пользу, делала людей лучше, пробуждала в людях добрые чувства, утешала в трудные моменты…
- Известный русский композитор Д. Кабалевский писал, что музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.
- В заключение я хочу прочитать еще одно стихотворение поэта Константина Бальмонта "Музыка".
- Вслушайтесь в эти удивительные строки, и постарайтесь еще хоть чуть-чуть приблизиться к величайшему творению – музыке, созданной человечеством, удивительному музыкальному искусству. (читаю стихотворение)
Домашнее задание