Конспект урока русского языка 7 класс "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Цель урока: формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Задачи:

  • повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

Организационный момент

- Приветствие, создание благоприятной атмосферы общения. (внешняя и внутренняя психологическая готовность)

Проверка домашнего задания

(устный опрос)
- Какую часть речи мы сейчас изучаем?
- Что такое наречие?

- Что вы знаете о наречиях?
- Какие бывают разряды наречий по значению?
- Как образуются степени наречий?

- Когда наречия пишутся слитно? Раздельно? Через дефис? Приведите примеры.
- Когда на конце наречий пишется о, а?

Мотивационно-целевой этап

Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и отступите две строчки для темы.
- Ее мы выясним чуть позже.

Словарный диктант с объяснением орфограмм

(Один ученик работает у доски)

Жить по-новому, запомнить крепко-накрепко, поворот (с)лев... (на)прав..., уехать (на)долг..., вытереть (до)сух..., (из)редк... переписываться, перерабатывать (за)нов..., начать (с)нов...,знать мало-мальски, надеть шиворот-навыворот, идти еле-еле.

Cоздание проблемной ситуации

- А сейчас разделите свою страничку тетради на 4 столбика.

Глагол

Краткое прилагательное

Имя существительное ж.р. м.р.

Имя существительное мн.числа

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Я вам диктую слова, а вам необходимо распределить их по колонкам. (1 ученик работает у доски)
Видишь, горяч, дичь, задач, сторож, хорош, спрячьте, вещь, танцуеш(?), упряж(?), смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), нож. (Учащиеся объясняют правильное написание слов)

- Ребята, какой вывод мы можем сделать опираясь на наши знания?
- Когда и в каких частях речи пишется ь после шипяших?

Мягкий знак после шипящих пишется в следующих случаях:

  1. У существительных 3-го склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  2. В глаголах 2-го лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме: прилечь, узнаешь, назначь.

Мягкий знак не пишется:

  1. У существительных 2-го склонения: малыш, плащ, плач.
  2. У существительных 1-го и 2-го склонения во множественном числе в родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  3. В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.

- Молодцы! Посмотрите внимательно, какие слова не записали в табличку? Почему?
- Совершенно верно, мы не записали в таблицу наречия. Мы не знаем правила правописания наречий.
- Это и будет темой нашего урока, запишите ее, пожалуйста, в тетрадь. Давайте определим цели нашего урока.

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)

Объяснение нового материала

- Посмотрите, на доске записаны слова. К какой части речи они относятся?
- Что мы можем сказать о их написании?
Настежь, сплошь, прочь, навзничь

- Отлично. Добавим еще одно правило в копилку наших знаний. Мягкий знак после шипящих пишется в следующих случаях:

В наречиях после шипящих на конце пишется ь навзничь, наотмашь, прочь. Но есть исключения из правил, эти наречия нужно запомнить. исключения: уж замуж невтерпеж.

Используя "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова выясняем значения непонятных слов.

  • Настежь – распахнуть совсем, до конца.
  • Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
  • Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
  • Наотмашь – сильно размахнувшись.
  • Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.

- Молодцы ребята, закрепим наши знания.

Закрепление знаний

Распределительный диктант

Распределить словосочетания в 2 колонки: Ь пишется, Ь не пишется. 2 ученика – у доски, остальные работают в тетрадях. (самопроверка)

Удалиться проч.., ударить наотмаш.., выйти замуж.., отворить настеж.., пуститься вскач.., ждать невтерпеж.., зарасти сплош.., уж.. небо осенью дышало, упасть навзнич..

- Ребята, вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнем и поиграем.

Игра "Третий лишний"

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно здесь лишнее.

  • Вскачь, настежь, уж;
  • Полночь, товарищ, молодежь;
  • Отрежь, смажь, помощь;
  • Рожь, блестишь, молчишь;
  • Из-за туч, камыш, малыш;
  • Могуч, горяч, мочь
  • Видишь, прочь, сплошь;
  • Дочь, ночь, мяч.

Работа по карточке

Каждому предлагаю карточку, дети выполняют работу.

Карточка 1
Перепишите, вставляя, где нужно, ь. Подчеркните наречия.
Упасть навзнич…, мчаться вскач..., ударить наотмаш..., уйти проч..., выйти замуж...,уж... стемнело, сплош... усыпано, стало невтерпеж..., открыть настеж...

Карточка 2
Покажите графически написание орфограмм.
Нестись вскач..., зорко стереч..., хлеб горяч..., спрячьтесь в шалаш..., воздух свеж...,выйдешь из-за туч..., медленно теч...; теч..., образовавшаяся в лодке; копченыйлещ...

После работы, ученики обмениваются тетрадями, выполняют взаимопроверку. На доске появляются правильные ответы.

Подведение итогов

- Обобщая изученное ранее и материал сегодняшнего урока, расскажите о правописании мягкого знака после шипящих.

1. Мягкий знак после шипящих пишется:
а) у существительных женского рода 3-го склонения;
б) у глаголов в неопределенной форме, в форме второго лица единственного числа и повелительного наклонения;
в) на конце наречий. (исключение: уж, замуж, невтерпеж)

2. Мягкий знак после шипящих не пишется:
а) у существительных женского рода 1-го склонения во множественном числе;
б) у существительных мужского рода;
в) у кратких прилагательных.

Мотивация оценок

- Сегодня на уроке мы повторили правила написания мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи.
- Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

- Заполнили таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.
- И получили следующие оценки...

Рефлексия

Учитель:
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

- Что новое вы сегодня узнали на уроке?
Объяснение домашнего задания из учебника.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!