Цель урока: познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.
Задачи:
"Семья – это узорчатая паутина. Невозможно тронуть одну ее нить, не вызвав при этом вибрации всех остальных. Невозможно понять частицу без понимания целого". (Диана Сэттерфилд)
- Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? (ответы учащихся)
- Согласны ли вы с утверждением, что семья – единое целое, где все взаимосвязаны?
- Можно ли то же самое сказать про русский язык? Приведите примеры.
- Попробуйте найти в этом небольшом тексте слово, которое станет темой сегодняшнего урока.
- Верно, тема нашего урока "Частица".
- Вам это слово уже знакомо, мы сталкивались с этой частью речи на уроках русского языка ранее.
- Скажите, на какие вопросы вы бы хотели получить ответы при изучении данной темы?
- Что такое частица?
- Какова ее роль в предложении?
- Важны ли частицы в речи?
- Каковы грамматические признаки частицы?
- Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?
- Какие бывают разряды частиц?
- Думаю, для вас не секрет, что частица – служебная часть речи. Давайте вспомним, какие еще служебные части речи нам известны.
- Предлагаю заполнить следующую таблицу. Вы можете пользоваться учебниками, если сомневаетесь в правильности своих ответов. Последнюю колонку заполнять пока не будем.
|
Предлог |
Союз |
Частица |
Определение, функция |
|
|
|
Морфологические признаки |
|
|
|
Синтаксическая роль |
|
|
|
(Проверка, обсуждение таблицы)
- У нас осталась незаполненной третья колонка. Давайте попробуем поработать в группах, прежде чем записать недостающие сведения.
- У вас на столе лежать листы формата А4. Ваша задача в течение нескольких минут составить кластер, центральным понятием которого станет "частица".
- Все помнят, что такое кластер?
Кластер – это графическая форма организации информации, где фиксируется взаимосвязь между основными смысловыми единицами
Дать 3-4 минуты на обсуждение и совместное составление кластера.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Обсуждение всех кластеров. Убираем лишние/неправильные единицы. После систематизации полученной информации "правильный" кластер переносится каждым учеником в тетрадь.
- А теперь, пожалуйста, откройте учебники, найдите параграф про частицу.
- По мере чтения параграфа, пожалуйста, постарайтесь заполнить последнюю колонку таблицы, которую мы чертили ранее, а также подумайте, какие еще единицы можно было бы добавить в наш кластер. (Заполнение таблицы, обсуждение. В кластер добавляем "вносит оттенки значения", "служит для образования формы")
- Очень хорошо! А теперь давайте немного отдохнем. (проведение физминутки)
Метод "Выбор"
На слайде появляются три слова: "предлог", "союз", "частица". Ученикам предлагается сделать "выбор" и пройти в соответствующий угол аудитории. В итоге формируются три команды. Далее на экране появляется текст. Учитель медленно читает его по предложениям. Задача учеников заключается в том, чтобы после каждого предложения верно опознать "свою" часть речи.
- Пожалуйста, вернитесь на свои места. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, важны ли частицы для нашей речи? (На слайде представлен еще один текст-сочинение ученика младших классов, частицы выделены)
- Скажите, что бы вы могли посоветовать ученику-третьекласснику для того, чтобы его текст стал более выразительным?
- Давайте попробуем прочитать текст еще раз, только теперь все частицы исключим. Получилось ли у нас сохранить смысл текста?
- Какой вывод можно сделать? (Частицы вносят различные оттенки в предложение)
- Для чего еще нужны частицы? Давайте вновь обратимся к нашему кластеру. (Служат для образования формы)
- Посмотрите на следующие предложения:
- Найдите частицы в этих предложениях. Как изменился глагол?
Возвращаемся к слайду, где написаны вопросы, на которые хотелось бы получить ответ в течение урока.
Метод 3-2-1
- Пожалуйста, запишите в тетрадь то, что представлено на слайде. Особое внимание уделите последнему пункту – вопросу – именно с него мы начнем наш следующий урок.
Домашнее задание (разноуровневое)