Общеобразовательные цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знания о междометиях как особой части речи.
2. Развивающие цели урока: формировать устойчивый интерес к изучению русского языка, положительную мотивацию к учению; развивать языковое чутье, умение анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, а также умение работать самостоятельно и коллективно.
3. Воспитательные цели урока: воспитывать у обучающихся способности: работать самостоятельно, брать на себя ответственность при командной работе, проявлять инициативу, уживаться с другими, стремление к самоанализу.
Наглядность: карточки для учащихся, открытки, ватманы, цветные фломастеры.
Ожидаемый результат: в конце урока учащиеся могут дать ответ на вопрос что такое междометие, знают какими знаками препинания выделяются междометия в письменной речи, имеют представление о том, на какие группы делятся междометия, а также с какой целью используются междометия в речи.
Оборудование: интерактивная доска.
Этапы урока:
Психологический настрой.
Деление на группы.
Опрос домашнего задания.
Дискуссия.
Прием «Внутренний фильм».
Развитие диалогический речи.
Прием «Взаимопроверка».
Составление кластера.
Продолжите фразу с междометиями.
Критериальное оценивание.
Домашнее задание.
IОрг. момент. Психологический настрой на урок.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю» Пожелание всем ученикам хорошего удачного дня.
Деление на группы: Предложить детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру.
II. Домашнее задание (рассказ с использованием междометий)
Рассказ Хусаиновой Сымбат: Алешка пришел в школу всклоченный, потный. Увидев его ногти, под которыми была грязь, девочки зафыркали: «Фу! Фи!» А мальчики решили расспросить его о причине такого внешнего вида. А оказывается, все дело в том, что до уроков, начинающихся во вторую смену, Алешка решил помочь соседям собрать картошку на их огородном участке и так увлекся этим делом, что чуть не опоздал в школу. «Браво!» - сказали мальчики. «Ну и ну»- пожали плечами девочки. Все были удивлены тем, что на их памяти это был первый случай, когда Алешка помог хоть кому – нибудь.
III. Дискуссия .
Ученики в маленьких группах получают набор карточек.
Ученики расставляют их по важности. Они могут делать это в ряд или ярусами.
Затем ученики могут сравнивать расстановку друг другу в качестве отправной точки для начала дискуссии в классе.
Учитель: Ребята, когда вы после уроков приходите домой, то перед вами целых пол дня свободного времени. Сейчас я раздам вам карточки, на которых записаны слова и вы должны их расставить их по мере важности (в виде лестницы).
Ученики должны аргументировать свой ответ, подкрепляя примерами. Послеобеденный отдых; прогулка на свежем воздухе; общение в агенте; компьютерные игры; просмотр телепередач (мультфильмов, кино и т.д); чтение художественной литературы; знакомство с познавательным материалом; посещение кружков по выбору ; выполнение домашнего задания; помощь по хозяйству ; прослушивание музыкальных дисков .
IV. Внутренний фильм
Развитие критического мышления, творчества.
Формирование умений принимать решение в проблемных ситуациях.
Ученики закрывают глаза.
Учитель читает короткий рассказ.
Учеников просят представить себе то, что происходит.
Как только рассказ закончен, учеников просят продолжить с того места, где закончил рассказчик и развивать историю сценку далее по собственному желанию.
Ученики затем описывают, в группах как развивалось события в их внутренних фильмах. Это может быть хорошим способом развивать дискуссию по разным вопросам .
Придумайте окончание сказке.
Жил – был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась муха. Среди мух она была самоя большая . И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…( Она махала крыльями, жужжала и даже захотела ужалить его. Ах, как мне быть все меня дразнят, а особенно эта муха. А муха смеялась хи-хи-хи да ха-ха-ха. Ох, чем же я виноват, думал гиппопотамчик. Ну, тут к нему пришла мысль, что он больше не хочет чтобы над ним все смеялись и он начал заниматься спортом. И каждое утро ел манную кашу и делал зарядку. Увы, она ему не понравилась, но он со временем привык, и она стала казаться ему вкусной! Каково было удивление зверей и мухи, когда они увидели огромного, сильного и здорового гиппопотамчика! Муха предложила ему дружбу и мир. Гиппопотамчик простил насмешки зверей и мухи. Стали они все мирно жить в лесу и помогать друг другу.)
V. Составление диалогов на предложенную тему, используя этикетные междометия
1 ряд- встреча друзей после каникул
2 ряд- помощь однокласснику
3 ряд- звонок по телефону другу
VI. Физминутка
Учитель называет слова. Если слово является междометием, ребята хлопают в ладоши, если нет - приседают. (слова видим на экране)
Ох, кто, в, ура, много, ой, ау, ха-ха, читает, прочь, много, увы, знает, тот.
VII. Прием "Взаимоопрос". Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.
1 группа:
- Что такое междометие?
- На какие вопросы отвечает междометие?
- Назовите эмоциональные междометия?
2 группа:
- Является ли междометие членом предложения?
- На какие по значению группы их можно разбить?
- Назовите повелительные междометия ( вопрос слабому ученику).
3 группа
- Изменяются ли междометия?
- Что такое производные и непроизводные междометия?
- Назовите этикетные междометия (вопрос слабому ученику).
VIII. Составить кластер по теме "Междометие"
(Особая часть речи, эмоциональные междометия, повелительные междометия, этикетные междометия, не отвечают на вопросы, не поясняются другими словами, не являются членами предложениями)
IХ. Продолжите фразу (на карточках формате А4 - затем на доску приклепляют, попутно проверяется, как дети усвоили правила постановки знаков препинания)
АХ!
Эх!
Ох!
Ух!
Варианты детей
- Ох! люблю такие уроки!!!
- Ух! Как было интересно!!
- Ах, как было все замечательно!!
- Ух, сегодня как хорошо день провел!
- Ах! Какой интересный урок!
- Ох, как было хорошо! Лучше всех урок прошел! На уроке побывала, много нового узнала.
Х. Критериальное оценивание.