Сочинение-описание по картине И.Е. Репина "Александр Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года"

Цель урока: подготовка к написанию сочинения-описания по картине (описание интерьера).

Задачи:

  • развить умение составлять связный текст;
  • обогатить лексику учащихся словами на тему "Интерьер";
  • показать особенности речи экскурсовода.

Оборудование: проектор, презентация с репродукцией картины И.Е. Репина "Александр Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года".

Ход урока

Вступительное слово учителя

В жизни каждого из нас, ребята, особое место занимает школа. Решающую роль сыграла она и в жизни великого русского поэта, писателя Александра Сергеевича Пушкина. Точнее, не школа, а Лицей. 8 января 1815 года здесь состоялся экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший.

15-летний Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Г.Р. Державина читал свое стихотворение, посвященное русскому народу-победителю в Отечественной войне 1812 года – "Воспоминания в Царском селе".

Торжественный момент встречи поэтов двух поколений, уходящего и будущего, изобразил Илья Ефимович Репин на картине "Пушкин на лицейском акте".

Картина И. Репина "А. Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года"Картина И. Репина "А. Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года"

Старый Державин, привстав, вслушивается в стихи юного лицеиста и, кажется, видит грядущий день русской поэзии.

Работая над картиной, Репин тщательно изучил интерьер Лицея. Сегодня мы познакомимся с тем залом, в котором звучал голос Александра Пушкина.

Беседа по картине

Итак, перед нами интерьер – архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания.

Итерьер: общественный (театральный, спортивный, магазинный, школьный и т.п.), жилой.

- Какой интерьер перед нами? (ответы учащихся)
- Как бы вы себя чувствовали, если бы вам довелось сдавать свой первый экзамен в подобном месте?
- Что сразу бросается в глаза, когда смотришь на этот великолепный огромный зал?

- Какие еще предметы убранства зала вы заметили?
- Что можно сказать про окна? (Портьера - плотная занавеска из тяжелого материала на окне или двери)
- Где вы видите роспись? (Орнамент)

- Обратите внимание на рельефное украшение фасадов! Это лепнина.
- Может быть вы догадаетесь, что такое барельеф? (Скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью)
- Приглядитесь! - Оцените красоту и необычность люстр, попробуйте их описать.

- Теперь рассмотрим внимательно пол. В Актовом зале дубовый паркет. А знаете ли вы, чем еще можно покрыть пол?
- Что же еще придает этому залу величие и торжественность?
- Колонны, капитель. Это венчающая часть колонны, закругление, выступ.

Вывод: Итак, перед нами настоящий памятник прошлого. Описать его лучше всего может историк, архитектор, экскурсовод.
- Кто же такой экскурсовод?

- Экскурсоводами называют людей, рассказывающих о каких-либо исторических памятниках, литературных местах и т.д.
- Что свойственно речи экскурсовода? (Хорошо знает то, о чем рассказывает, до мельчайших деталей, использует в речи термины, учитывая возраст слушателей, говорит эмоционально)

- Чтобы стать хорошим экскурсоводом, нужно много знать. Давайте дополним наши знания об Актовом зале Лицея, прочитав описание, принадлежащее человеку, который кропотливо изучал 100-летнюю историю Царскосельского Лицея, С.Д. Руденской. (см. приложение)

Беседа по искусствоведческому тексту

- Что нового об Актовом зале Лицея вы узнали?
- Какую задачу ставила перед собой С.Д. Руденская?

- Какие признаки описания вы увидели?
- Обратите внимание на план описания интерера:

  1. общее представление о помещении;
  2. описание элементов интерьера;
  3. вывод (оценка).

- Теперь, ребята, вы готовы превратиться в экскурсовода? Давайте попробуем!

- Здравствуйте, ребята! Наша экскурсия " В начале жизни школу помню я…" посвящена Актовому залу Царскосельского Лицея. Именно того Лицея, в котором учился великий Пушкин. Здесь он познакомился со своими лучшими друзьями и наставниками, здесь поэт Державин благословил юного поэта.

Перед нами картина И.Е. Репина "Пушкин на лицейском акте". Посмотрите на позу, жесты Пушкина! А какова реакция Державина! С каким интересом слушает он лицеиста! Обратите внимание, какой громадный светлый зал.

Как, должно быть, нервничал Пушкин на своем первом экзамене, ведь обстановка очень торжественная! Ярко-красный длинный стол, вокруг него ряд обитых бархатом стульев. Обратите внимание, как гармонично сочетаются золотой цвет канделябров и кайма на скатерти.

Чуть дальше мы видим лиловые портьеры на окнах, роскошные люстры на потолке напоминают якоря корабля. Якорь – символ надежды, благополучного завершения дел. А теперь посмотрите на великолепный дубовый паркет. Он напоминает шахматную доску, потому что выложен крупными квадратами.

Это словно расширяет, увеличивает пространство. А что еще способствует расширению пространства? Правильно! Окна! Зеркала!

В интерьере Лицея можно искать и находить элементы прошлой архитектуры и истории бесконечно, но наша экскурсия подошла к концу. Понравился ли вам Актовый зал Лицея? Хотели бы вы побывать в нем? Какие вопросы у вас остались? До новых встреч! Ждем вас на наших экскурсиях!

- Итак, мы готовы провести экскурсию и описать убранство Актового зала Лицея в своем сочинении-описании.

Домашнее задание

Написать сочинение-описание интерьера по картине Ильи Репина "Лицеист Пушкин на экзамене…"

Рефлексия

- Ребята, давайте вы оцените свою работу на уроке. (учащиеся отвечают на вопросы анкеты)
- Урок окончен, до свидания!

Размер:
18.65 Kb
Скачали:
5